Появление в Петербурге театра "Сатирикон" Константина Райкина обычно не очень тепло встречает петербургская театральная критика, считая его спектакли недостаточно серьезными и сделанными слишком "на публику". Сама публика, невзирая на цены, устраивает на райкинских спектаклях аншлаги. Приезд "Сатирикона" с петербуржцем Юрием Бутусовым в качестве режиссера, возможно, заставит критиков сменить гнев на милость.
Райкин привозит нам два спектакля. В гастрольную программу вошла последняя премьера театра – "Ричард III" как раз и поставленный на московской сцене Бутусовым, и "Доходное место" самого Райкина. Известно, что если Константин Райкин ставит спектакль, то он в нем уже не играет. Так что в роли актера мы увидим его только в "Ричарде III" – в роли зловещего горбуна и убийцы (не имеющего ничего общего с историческим Йорком). "Уже доказано-передоказано, что никого Ричард не убивал, что все в пьесе фальсифицировано, а если и есть какие-то исторические совпадения, то нужны они были только для того, чтобы разбудить фантазию драматурга" – говорит в одном из своих интервью режиссер этого спектакля.
Юрий Бутусов - модный режиссер. И теперь не только в Петербурге. Он уже поставил в Москве шекспировского "Макбета", чем и вызвал маленькую бурю в столичном театральном мире. Нельзя сказать, что руководители московских театров выстроились в очередь «за петербургской режиссурой», но Табаков к Бутусову уже приходил. Но первым в очереди все-таки был Константин Райкин. Он очень хотел увидеть "Ричарда" с собой в главной роли. Бутусов поставил спектакль, наполнив его своей бурной фантазией и при этом создав Райкину плацдарм для его таланта.
Некоторые актеры в этом спектакле играют сразу несколько ролей, как бы возвращаясь к традициям шекспировского театра. Максим Аверин, например, играет Эдуарда IV, Кларенса и мать, герцогиню Йоркскую. Между этими персонажами начинают возникать не задуманные (наверное, потому что точно мы сказать ничего не можем) Шекспиром параллели.
"Доходное место" по Островскому Константин Райкин ставил сам. Когда-то считалось, что "Сатирикон" – театр одного актера. А остальные - лишь массовка для Райкина. На самом деле это уже давно не так. Молодые актеры "Сатирикона" приобрели собственное значение в театральном мире. Суханов получил "кумира" как подающий надежду молодой актер. Максим Аверин отметился в кино. Агриппина Стеклова тоже снимается в кино, а еще ведет передачу на телевидении. Выход на сцену Григория Сиятвинды публика встречает аплодисментами. Сосчитать их театральные проекты уже непросто. В "Доходное место" Райкин привел еще и группы молодых студентов студии-школы МХАТ. Возможно, их тоже ждет хорошее будущее.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру