Около полугода продолжалась в Смольном разработка законопроекта «О структуре исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга». К созданию документа привлекались специалисты всех рангов и мастей, депутаты городского парламента и даже профессора Северо-Западной Академии государственной службы, которым было выплачено «вознаграждение» в размере 30 тысяч рублей. Три раза в Смольном собиралась специальная комиссия для обсуждения документа. Однако результаты работы оказались неутешительными: итоговый документ, фактически, разгромлен парламентскими юристами. Да и сами депутаты совершенно не представляют, что делать с документом: так как он внесен в ЗС губернатором с просьбой рассмотреть в первоочередном порядке и уже стоит в повестке дня заседания, не голосовать за него нельзя. Другое дело – как?
Согласно «дефектной» ведомости, составленной Комитетом по законодательству городского парламента по замечаниям юристов ЗакСа, из 52 статей закона 29 требуют уточнения и доработки, 10 статей противоречат действующему законодательству, множество статей (и даже целые главы) неоправданно расширяют предмет регулирования закона, призванного определить структуру органов исполнительной власти Петербурга. При этом в законе практически не уделено внимание вопросу взаимодействия органов исполнительной власти друг с другом, с органами федеральной власти и с органами местного самоуправления – нормы, содержащие соответствующие положения, носят чисто декларативный характер и имеют малую практическую ценность.
Ключевым моментом в законопроекте является создание принципиально новой ступенчатой структуры исполнительных органов государственной власти, которая включает в себя:
- Правительство Петербурга, являющееся постоянно действующим высшим исполнительным органом власти;
- Администрацию губернатора, которая осуществляет организационное, правовое, информационное и материально-техническое обеспечение деятельности губернатора;
- Комитеты, являющиеся отраслевыми органами госвласти, в функции которых входит проведение государственной политики города и осуществление координации деятельности в той или иной сфере;
- Главное управление, управление, комиссия, инспекция, палата Петербурга, которые являются функциональными органами исполнительной власти и на условиях единоначалия осуществляют исполнительные, разрешительные, контрольные, надзорные, регулирующие и другие функции;
- Администрации районов, являющиеся территориальным органом госвласти города.
Новое структурирование органов исполнительной власти является единственным положительным моментом в документе, хотя тоже подвергается критике.
Напомним, что после избрания нового губернатора осенью 2003 года, в связи с необходимостью формирования нового состава правительства, в Законодательное собрание Петербурга поступило два документа: законопроект о правительстве города и проект закона об исполнительных органах госвласти. В день инаугурации губернатора закон о правительстве был принят, и в Смольном началось формирование нового органа исполнительной власти Петербурга. Закон же об исполнительных органах власти, который должен был более подробно прописать состав и полномочия Смольного, был возвращен на доработку. По идее, именно последний документ должен был стать основополагающим: после его принятия закон о правительстве планировалось отменить за ненадобностью. Но сегодняшняя ситуация показывает, что такого развития событий пока не предвидится.
Новый закон не прописывает полномочия вице-губернаторов, а именно это требование высказывалось депутатами при принятии закона о правительстве. Тогда депутаты согласились принять этот документ только после того, как увидели прописанные в нем полномочия и сферы деятельности вице-губернаторов и всех членов правительства.
Сразу после «разгрома» документа на сегодняшнем заседании Комитета по законодательству петербургского парламента представители исполнительной власти, понимая все несовершенство документа, тут же «сдали позиции». Как заявил по результатам обсуждения документа представитель губернатора в ЗакСе Михаил Бродский, по большому счету, особой необходимости в принятии законопроекта нет: исполнительная власть и без него прекрасно функционирует. Хотя тут же поправился, сказав, что принятие документа необходимо «для стабильности».
По словам депутата Наталии Евдокимовой, представленный проект закона о структуре органов исполнительной власти СПб очень «сырой». В проект добавлена поправка о полномочиях вице-губернаторов, которая была отклонена в октябре 2003 года, когда рассматривали закон о правительстве. В поправке предлагалось закрепить за губернатором право самостоятельно распределять обязанности между вице-губернаторами.
Комментируя ситуацию, председатель Комитета по законодательству ЗакСа Игорь Михайлов отметил: «Сложилась трудная ситуация: депутаты решили не поддерживать проект закона о структуре органов исполнительной власти Санкт-Петербурга в редакции, подготовленной Правительством города. Комитет по законодательству рекомендовал Собранию не принимать закон даже за основу. Случай беспрецедентный. Особенно учитывая тот факт, что сегодня отношения между исполнительной и законодательной властью находятся на уровне доброго, конструктивного сотрудничества. Правда, у многих депутатов сложилось мнение, что эта «доброта» носит односторонний характер. Просто «обслуживать» исполнительную власть депутаты не хотят. Работать вместе во имя города готовы, а «обслуживать» - нет. Очевидно, конфликт между ветвями власти назревает и, полагаю, исполнительной власти нужно изменить свой подход к законотворчеству».
Александра Медведева,
Фонтанка.ру