Сегодня, в Великий Четверг Страстной недели православные верующие вспоминают Тайную Вечерю. На этой трапезе, где Спаситель присутствовал с двенадцатью своими учениками, он установил Таинство Причащения Тела и Крови Христовой под видом вкушения хлеба и вина. По-гречески Таинство Причастия называется Евхаристия, что в переводе означает "благодарение".
Если верующие на протяжении Великого поста достойным образом готовились ко встрече праздника Воскресения Христова, накануне этого светлого дня, в Великий Четверг они стараются причаститься.
Служба Великого Четверга посвящена воспоминанию умовению Иисусом Христом ног ученикам, Тайной Вечери, молитвы Иисуса Христа в саду Гефсиманском и предания Его Иудою. Начиная с этого дня, в течение трех дней все церковный службы будут посвящены воспоминаниям о земных страданиях Христа. В этот день совершается мироварение и приготовленное миро, которое используется при освящении храмов, освящает патриарх.
Как сообщает сайт Religion.ru, в народной традиции сегодняшний день зовется также Чистым Четвергом. Стремление очиститься духовно у православных на Руси сочеталось и с желанием привести в этот день в порядок свое жилище, а также и тело - обитель души. До восхода солнца принято было совершить омовение в бане, искупаться в реке или окунуться в прорубь, если к этому времени в водоемах еще стоял лед. Соприкосновение с водой должно было принести здоровье и силу. Всходя на банный полок, приговаривают: "Хрещеный на полок, нехрещеный с полка".
В избах в этот день мыли и чистили. На Севере и в Средней России сжигали ветви можжевельника для окуривания жилища и хлева. Считалось, что целебный можжевеловый дым защищал человека и домашних животных от нечисти и болезней.
Существовало также поверье, что яйца, снесенные курами в Страстной Четверг и съеденные на Пасху, предохраняют от болезней, а скорлупа яиц, зарытая в землю на пастбище, защищает домашний скот от сглаза и всякой напасти. Был обычай освящать соль и в ночь под Чистый Четверг ставить ее на стол с хлебом.
Сугубо великочетверговым делом было приготовление "четверговой соли": обычную крупную соль завертывали в тряпочку и перепекали в печи, иногда с квасной гущей. Считалось, что такая соль очищена от скверны, то есть, прикосновения руки Иуды-предателя, поэтому она обладала целебными свойствами и хранилась в течение года как лечебное средство для людей и для скота.
Начиная с Чистого Четверга можно было готовиться к праздничному пасхальному столу. В этот день, как правило, красили или расписывали яйца.
Красить яйца на Пасху, дарить их, прятать и искать - это распространенный обычай главного христианского праздника. Традиция связывает его с именем Марии Магдалины, которая подарила крашенное яйцо римскому императору со словами "Христос воскрес". Яйцо как символ жизни и плодородия служит знаком того, что благодаря Воскресению Христа возможна новая жизнь.
Оказывается, обычаю красить яйца можно найти и рациональное объяснение. Раньше во время 40-дневного поста, начиная со среды первой недели, было запрещено есть яйца. Но поскольку несушки никак не хотели приспосабливаться к церковному календарю, то яйца, снесенные во время поста, надо было каким-то образом сохранить, чтобы они не испортились. Для этого их варили. А чтобы в дальнейшем не перепутать вареные и сырые яйца, в воду для варки добавляли растения, содержавшие натуральные красители.
Традиция красить яйца в красный цвет известна в Европе с XIII века. Красный цвет является символом любви и радости, но он также символизирует кровь убиенного Христа. К тому же в Средние века арендная плата владельцу земли уплачивалась яйцами, а раскрашенные яйца ценились дороже.
На Руси крашеные яйца принято было укладывать на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда на нежно-зеленые крошечные листочки кресс-салата, которые специально заранее проращивали для праздника. Начиная с Чистого Четверга, в семьях готовили творожную пасху, которая укладывалась в специальную деревянную форму, символизирующую Голгофу, и пекли куличи. Кроме куличей выпекали другие изделия из пшеничной муки - бабы, блины, а также медовые пряники. Пасхальные пряники отличались от обычных тем, что имели силуэты барашка, зайчика, петушка, голубка, жаворонка и яйца.
Фонтанка.ру