XIII Пасхальный фестиваль откроется под звон колоколов. В полдень 11 апреля все желающие смогут подойти на Соборную площадь Петропавловской крепости. Именно там будет играть на колоколах диакон Владимир Жильцов, открывая тем самым "Звонильную неделю". По традиции, церкви всю первую пасхальную неделю славят бога колокольным звоном.
Как всегда, Пасхальный фестиваль включает в себя десятки концертов, рассчитанных как на знатоков, так и на неискушенных слушателей. В программу включена не только религиозная музыка, но и вполне светская. Некоторые выступления пройдут в детских домах, больницах и тюрьмах. По словам организаторов фестиваля, выступления в местах лишения свободы всегда таят в себе сюрпризы – ведь неизвестно, какова будет реакция. Но иногда растроганные заключенные даже плачут.
Одним из его идеологов фестиваля стал Анатолий Собчак. Именно с его помощью в 1992 году фестиваль впервые прошел в Петербурге. Теперь концерты проводятся уже не только в Петербурге, но и в Туле, Ростове, Новгороде и даже в Белоруссии. Участвовали в нем Георгий Свиридов, Михаил Аникушин, Валерий Гергиев, Владимир Спиваков и многие другие.
Раз уже фестиваль Пасхальный, то без пасхальных песнопений никак не обойтись. Именно их исполнит 14 апреля в Петропавловском соборе мужской хор Синодальной резиденции Патриарха Московского и всея Руси Алексия II под управлением Георгия Сафонова. Песнопения расшифровываются из древних рукописей XVI - XVIII веков. Там они записывались не нотами, а так называемыми крюками. Поэтому и песнопения называются "пением по крюкам". 11 апреля в Филармонии петь по крюкам будут на фоне копий древних фресок.
Знаменитый русский баритон Владимир Чернов, солист Метрополитен-опера, выступит вместе с хором Капеллы в Исаакиевском соборе. 17 апреля там пройдет концерт духовной музыки. Кстати, в начале 80-х годов в проведении подобного концерта отказал директор собора, атеист по убеждениям. Но времена меняются.
Один из концертов посвящен юбилею Галины Уствольской, ученицы Шостаковича, которой в этом году исполняется 85 лет. "Записками из подполья" называют ее сочинения музыковеды. Уствольская пережила войну, блокаду, но после всех мучений ее радикальную музыку так и не приняли, обвинив в послевоенные годы в музыкальном формализме. Сейчас оригинальную, будоражащую музыку Уствольской исполняют и в России, и на Западе. На вечере 18 апреля в Эрмитажном театре музыку Уствольской будут играть молодые немецкие исполнители – Ольга Рексрот (скрипка) и Инго Даннхорн (фортепиано).
Даже тем, кто нечасто заходит в Филармонию, будет интересен концерт "Музыка, овеянная славой", который состоится в Большом зале Филармонии 15 апреля. Тут можно будет услышать песнопения стрелецких войск и армий Петра I, марши времен Наполеона и русско-японской войны.
Те же, кто не интересуется военной музыкой, а предпочитают что-нибудь более мирное, приглашаются на концерт "Музыка Летнего сада", который состоится 21 апреля в Эрмитажном театре. Когда-то в Летнем саду стояла эстрада, с которой звучали польки и вальсы Штрауса, советские песни 1930 - 1950-х. Вспомнить эти времени и предлагается слушателям концерта.
Одним из главных сюрпризов фестиваля организаторы называют премьеру Концерта для альта с оркестром, который сочинил дирижер и композитор Михаил Плетнев. Это большое и сложное трехчастное произведение, насыщенное виртуозными пассажами. Концерт исполнит симфонический оркестр Петербургской филармонии под управлением Александра Сладковского.
Не оставили без внимания и детей, за судьбу которых особенно тревожатся организаторы фестиваля. 24 апреля в Филармонии откроется XII областной детский конкурс исполнителей на народных инструментах "Метелица".
В качестве десерта к музыкальной программе в Михайловском манеже пройдет выставка "Пасхальный праздник". Монастыри, художественные мастерские, издательства, а также иконописцы и ювелиры, мастера народных промыслов покажут все, на что они способны. Всего принмут участие более 150 организаций из разных концов России, а также Украины и Беларуси.
Александра Балуева,
Фонтанка.ру