Мировые судьи Петербурга не против избавиться от необходимости заботиться о материально-техническом обеспечении своих участков и спокойно заниматься своей основной обязанностью – отправлением правосудия. Их поражает та поспешность, с которой администрация Петербурга хочет изменить местный закон, регулирующий их деятельность. Изменения, которые администрация вынесла на обсуждение Законодательного Собрания, требуют доработки, - считают мировые судьи и предлагают свои юридические услуги. Такая позиция была озвучена сегодня на круглом столе в агентстве "ИТАР-ТАСС".
Сегодня мировой судья в Петербурге обладает правами юридического лица и самостоятельно ведет финансово-хозяйственную деятельность своего судебного участка. Эта норма была закреплена местным законом в 2000 году. Закон, утвержденный Законодательным Собранием Петербурга и подписанный губернатором Яковлевым, нынешний состав Смольного считает "вынужденным": так якобы на тот момент было удобно. На самом деле, как говорят представители администрации, мировые судьи не должны заниматься хозяйственными проблемами. Их дело – осуществление правосудия. Все хозпроблемы должны стать заботой специального органа, созданного при администрации Петербурга. Поэтому городские власти и предлагают снять с мировых судей полномочия юридических лиц. Это поможет не только судьям – таким образом местный закон будет приведен в соответствие с федеральным.
В принципе, мировые судьи не против таких изменений. Их беспокоит то, что администрация так спешит позаботиться о них, что даже не спрашивает, согласны ли судьи с грядущими переменами. По мнению судей, с изменением закона городские власти могли бы и повременить. Лучше бы как следует выполняли свои обязанности перед мировыми судьями, в частности, помогали бы с выделением помещений.
В Петербурге 211 судебных участков. Они укомплектованы лишь на 65% - вместо 211 в городе работают 134 судьи. Только 40% из них имеют свои помещения. Остальные ютятся, где придется, - в помещениях районных федеральных судов (которые сами имеют проблемы с площадями), муниципальных советов, советов ветеранов и т.д.
"Я не верю, - сказал сегодня на круглом столе председатель комиссии ЗакСа по правопорядку и законности Аркадий Крамарев, - что в городе-мегаполисе нет помещений для судей!".
- Помещение – не решение проблемы! – парировал председатель одноименного комитета петербургской администрации Леонид Богданов. – Его нужно отремонтировать и поддерживать в нормальном состоянии. А на это нужны немалые средства. Например, на подготовку двухэтажного здания, в котором могут разместиться не больше 8 судей, требуется 12 миллионов рублей. А на осуществление адресной программы по "расселению" судей – все 300. Бюджетом же на все про все предусмотрено всего 104. Поэтому сейчас мы с КУГИ пересматриваем адресную программу, чтобы сделать ее менее затратной.
Председателя Совета мировых судей Петербурга Анну Никитину это рассуждение затронуло за живое:
- Повлияет ли предлагаемая поправка к закону на решение проблемы? Если судья лишится статуса юридического лица, вряд ли завтра администрация обеспечит его помещением.
И мировые судьи, и представители Законодательного Собрания не уверены, что структура, которую предлагает создать администрация, успеет "подхватить" выпавшее из рук мировых судей "знамя". Тем более, что на вступление закона в силу (если изменения будут приняты) отводится всего 10 дней. Кроме того, мировых судей интересует, сколько чиновников будет заниматься их проблемами. В Новгородской области, например, "жизнедеятельность" 60 судей обеспечивают 30 человек. Леонид Богданов пообещал, что в Петербурге их будет не меньше 20.
Точку в затянувшейся дискуссии поставило заявление Анны Никитиной. Оказалось, что 2 апреля состоялось совещание мировых судей Петербурга. Все они (и те, кто выступает за изменение закона, и те, кто против) высказались за то, что спешить не стоит. Судьи просят губернатора отозвать законопроект из Законодательного Собрания, а парламентариев – отклонить его в первом чтении. Кроме того, судьи настаивают на создании рабочей группы по внесению изменений в закон, в которую смогут войти и они сами. Леонид Богданов против создания рабочей группы не возражал. Но примет ли это предложение Смольный?
Светлана Тихомирова,
Фонтанка.ру