Как не потерять деньги, участвуя в госзаказе, как доставлять продукцию «первой свежести» в детские дома, школ и больниц, как проводить «справедливые» конкурсы на госзаказ? Все это обсуждали в Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ). Опытом и насущными проблемами делились все участники госзаказа: и те, кто организуют конкурсы, и те, кто в них участвуют.
Предприятиям и главам районных администраций рассказали о новой, трехуровневой структуре госзаказа, при которой в зависимости от размера бюджетных средств ими распоряжается либо главный распорядитель бюджетных средств, либо межведомственная государственная конкурсная комиссия Петербурга, либо государственная конкурсная комиссия при Правительстве Санкт-Петербурга. Новые принципы госзаказа упрощают процедуру участия в конкурсах (например, облегченный порядок подачи документов, прозрачность), что, полагают чиновники из КЭРППиТ, увеличит количество желающих поучаствовать в госзаказе. Это вызовет здоровую конкуренцию, повысит качество предлагаемой продукции и, как следствие, сэкономит бюджетные деньги.
Но производители не разделяют оптимизма сотрудников Комитета. Как заявил президент Ассоциации птицефабрик Ленинградской области, председатель Союза производителей сельхозтоваров Юрий Трусов, предлагаемая городом система госзаказа в Петербурге «начисто отвергает участие в ней производителя продукции». Конкурсы выигрывают фирмы-посредники, которые, получая бюджетные деньги на закупку госзаказа, могут тратить их по своему усмотрению, «играя на ценах». И далеко не всегда эти фирмы, закупая продукты для госзаказа, исходят из экономии бюджетных средств.
По мнению Трусова, изменить ситуацию может лишь «отсекание» фирм-посредников от всех конкурсов и переведение их в статус агентов, которые будут оказывать свои услуги по фиксированным ценам, не играя на ценовой разнице. По наблюдению Трусова, именно игра на ценах и повышает стоимость продукта в несколько раз. Список агентов-фирм Трусов предложил занести в специальный реестр, который позволит производителям знать их «в лицо». Таким образом, можно поменять положение на рынке, не отказываясь полностью от услуг фирм-посредников, которые, несмотря на определенные минусы, необходимы для оптовых закупок комплексного «набора» продтоваров у разных производителей – овощей, мяса, фруктов, яиц.
Трусова поддержали и остальные производители. По мнению руководства колбасной фабрики «Петербурженка», основополагающим в выборе будущих участников госзаказа должна быть не цена, а качество продукции.
Впрочем, что касается цены, то с ней запутались и сами поставщики – один из госзаказчиков пожаловался на невозможность объективного расчета цены, которая бы служила приоритетом при выборе поставщиков. Сезонной цены у поставщиков не добиться, и приходиться ориентироваться на цены, которые они предлагают.
«Хлебный дом» явил в свою очередь пример того самого «коммерческого риска», от которого не могут застраховать производителей и конкурсные комиссии. «Коммерческим риском» назвал взаимоотношения поставщика и производителя в интервью «Фонтанке» первый заместитель председателя КЭРППиТ Юрий Раков. Так вышло и с «Хлебным домом», которому четвертый месяц одна торгово-закупочная фирма не выплачивает деньги за поставляемую в Невском районе продукцию по госзаказу. До сих пор эта фирма работает вне договорных отношений с администрацией Невского района. Как отметил Раков, у правительства нет к ней претензий, потому что свои обязательства перед бюджетом фирма выполняет: исправно поставляет продукцию «Хлебного дом», хотя «Хлебный дом» за это ничего не получает. «Но это, - отметил Раков, - уже коммерческие взаимоотношения между двумя фирмами».
В настоящий момент изучением обстоятельств этого дела займется Центральная правительственная комиссия во главе с вице-губернатором Петербурга Михаилом Осеевским. По данным «Фонтанки», пока «Хлебный дом» не намерен подавать в суд на своего должника. Руководство компании надеется уладить эту проблему миром.
Светлана Андреева,
Фонтанка. ру