
9 апреля в Петербурге покажут проект «На 10 минут старше». При этом в процессе просмотра зрителям придется переместиться из киноцентра "Мираж" в ресторан «Тинькофф». Почему?
Проект "На 10 минут старше" – это еще один шаг в современной культуре навстречу единству музыки и кинематографа. Еще со времен немого кино, когда таперы озвучивали фильмы в режиме реального времени, музыка и кинематограф составляют единое целое. Мы знаем и любим «кинематографических» композиторов: Майкла Наймана, Яна Тирсена, Филипа Гласса. С удовольствием смотрим «музыкальные» фильмы, такие как «Каллас навсегда» Франко Дзефирелли или «Кармен» Карлоса Сауры.
Участники проекта решили объединить музыку и кино в разных пространственных плоскостях. «На 10 минут старше» – это не единый саундтрек, а своего рода музыкальная медитация на тему кино. Обе части "На 10 минут старше" – и музыкальная, и кинематографическая – открывают перед зрителями истинные ценности, коллекцию маленьких шедевров, созданных настоящими профессионалами.
Фильм «На десять минут старше» - международный проект, созданный ведущими мировыми кинорежиссерами под руководством режиссера Вима Вендерса. Он собрал принципиально разных режиссеров (с разным стилем, разных возрастов и национальностей) и предложил каждому из них представить собственное видение одной заданной темы – темы времени. В картину вошли работы восьми клаасиков кинематографа: Бернардо Бертолуччи, Жана-Люка Годара, Майка Фиггиса, Клер Дэни, Иржи Менцеля, Иштвана Сабо, Майкла Редфорда, Фолькера Шлендорфа.
Российским показам фильма «На 10 минут старше» будет предшествовать показ оригинального короткометражного кинофильма Герца Франка и Юриса Подникса, с которого в свое время и началась вся эта история. В 1979 году выдающиеся режиссеры Юрис Подниекс и Герц Франк сняли шедевр документального кино "На десять минут старше": в течение десяти минут камера неотрывно следила за лицом маленького зрителя в кукольном театре. На экране мальчик переживал столько эмоций, что на глазах зрителей превращался в новую личность.
Этот фильм в свое время покорил многих признанных мастеров экрана, а Вим Вендерс предложил своим коллегам в самых разных странах мира повторить идею рижских режиссеров, собрав из 10-минутных короткометражек киноальманах.
Для второго альманаха, названного «На десять минут старше: Виолончель», фильмы создали Бернардо Бертолуччи (История вод \ Histoire d'eaux), Клэр Дэни (К Нэнси \ Vers Nancy), Майк Фиггис (О времени 2 \ About Time 2), Жан-Люк Годар (Во тьме времен \ Dans le noir du temps), Иржи Менцель (Один момент \ One Moment), Майкл Рэдфорд (Ни минуты без звезд \ Addicted to the Stars), Фолькер Шлендорф (Просветление \ The Enlightenment) и Иштван Сабо (Спустя 10 минут \ Ten Minutes After).
Для музыкальной части проекта "На 10 минут старше» вместе соберутся восемь исполнителей, каждый из которых уже успел зарекомендовать себя на сцене. Идеологом проекта станет лидер группы «Tequlajazzz» Евгений Федоров. К участию в проекте он привлек известных музыкантов – от участников рок-групп и электронных команд до классических исполнителей, а женскую вокальную партию исполнит Тутта Ларсен. Этот неожиданный джаз-бэнд будет собран всего на 3 вечера.
Евгений Федоров - один из самых открытых к музыкальным экспериментам людей. Наверное, поэтому сейчас он является настолько востребованным автором музыки к кинофильмам и театральным постановкам. В его багаже музыка к авангардной малобюджетной «Железной пяте олигархии» Баширова и уникальному таперскому проекту «Стачка», основанному на знаменитом фильме Эйзенштейна. С последней работой группа «Tequilajazzz» гастролировала по всей Германии и Финляндии и выступала на различных кинофестивалях.
В проекте «На десять минут старше» Евгению впервые предложено не создать музыку, четко иллюстрирующую картину, не вписываться в заданные рамки и формы, а представить свои размышления на тему фильма и вообще музыкально пофилософствовать на тему времени. Интерес со стороны Евгения к этому проекту добавило и то, что в картине «На десять минут старше: Виолончель» представлены работы любимых режиссеров Федорова, как-то Жан-Люк Годар и Бернардо Бертолуччи.
Женя Федоров : «Я согласился на участие сразу же, потому что имена, которые там перечислены в составе, вызывают у меня и у людей моего круга, которые ходят в кинотеатры, если не безусловное доверие, то безусловный интерес. И то условие, которое ставил перед ними продюсер - единственное, которое мне понятно и приемлемо - абсолютная художественная свобода. В этом фильме это чувствуется, потому что каждый режиссёр абсолютно узнаваем, с первого кадра. Другое дело, что не каждому удалось вместить в десять минут внятную историю, но, если учесть, что эти имена даже в своих полных метрах не всегда внятную историю рассказывали, так что это, видимо, приметы времени и стиля того или иного режиссёра».
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру
В тексте использованы материалы, предоставленные организаторами показов: торговой маркой сигарет Winston, линией "Другое кино" и компанией "Шоутек"