На 23 процента упал объем иностранных инвестиций за несколько месяцев работы нового правительства Санкт-Петербурга. Статистика свидетельствует, что иностранные инвесторы в 2003 году вложили в Санкт-Петербург 696 миллионов долларов. Об этом на общем собрании Санкт-Петербургской Международной Бизнес-Ассоциации на Северо-Западе (СПИБА) рассказал председатель недавно созданного Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Андреем Михайленко. По его словам, сумма иностранных капиталовложений осталась практически на уровне 2002 года. Тенденция к снижению инвестиций продолжается уже не первый год.
Однако, как дал понять Андрей Михайленко, то, как «идут» в город инвестиции, зависит не только от новой городской администрации. Основания для спада интереса к городской экономике со стороны инвесторов сложились достаточно давно: это и количество согласований, которые возникают перед инвесторами при осуществлении какого-либо проекта, и несовершенство налогового законодательства, и «рыхлая» информационная среда.
Нидерланды, Соединенные Штаты, Кипр – вот основные страны, для которых Петербург является привлекательным с точки зрения вложения капитала. На их долю приходится 60 процентов иностранных инвестиций. При этом Кипр занимает в этой тройке лидирующее место. Ведь, как известно, через эту страну легализуется большая часть российских денег. Интересна северная столица и Финляндии.
Между тем, снижение объемов иностранного капитала в Петербурге ничуть не отразилось на «инвестиционных» позициях нашего города в мире. В 2003 году ему удалось повысить свой инвестиционный рейтинг с 82 до 75 места. Хотя, разумеется, нам есть к чему стремиться. «Это не совсем то место, которое заслуживает город», - заметил Михайленко. Сегодня Северная столица имеет пять конкурентных преимуществ для привлечения иностранного капитала: это - культурный, интеллектуальный, потребительский и промышленный потенциал, а также потенциал города как транспортного узла.
Одна из главных проблем, которые нужно решить в ближайшем будущем, - дефицит кадров. По некоторым оценкам, потребность в рабочей силе в предстоящие 4-6 лет составит 250 тысяч человек. Если этот «голод» не будет утолен, то все планы по удвоению городского бюджета окажутся под угрозой срыва.
Кроме того, городу необходимо вовлечь в коммерческий оборот почти 5 тысяч гектаров земли, которые сегодня пустуют или используются не по назначению. Существует также дисбаланс в потреблении энергии и тепла.
В рамках инвестиционной политики необходимо объединяться с Ленинградской областью, поскольку в отдельных областях она выступает лидером по реализации ряда инвестиционных проектов. «Есть примеры, когда экономические проекты не проходят в городе, но осуществляются в Ленинградской области», - заметил Михайленко. И, наконец, для привлечения иностранных инвестиций надо стремиться к повышению качества жизни, жилья, сервиса, улучшению экологической ситуации и решения транспортных проблем.
Помимо привлекательных отраслей - таких как строительство, торговля, туризм, - городская администрация намерена привлекать инвесторов к менее заметным, но не менее важным отраслям. Например, к сфере услуг, общественному транспорту и здравоохранению. Кстати, сейчас один подобный проект уже осуществляется в сотрудничестве с израильской компанией.
В целом же правительство Петербурга выделяет три основных направления работы по привлечению иностранных инвестиций. Во-первых, это совершенствование нормативно-правовой базы, способствующей развитию практики государственно-частного партнерства. Этот вид взаимодействия государства и бизнеса уже зарекомендовал себя в Северной столице. Успешные тому примеры - строительство бункеровочного терминала в Санкт-Петербургском порту и Юго-Западные очистные сооружения. В помощь развитию ГЧП уже в конце года может появиться соответствующий закон. Депутаты уже рассмотрели в третьем чтении законопроект о возврате инвесторам налоговых льгот. Готовится закон о налоге на прибыль – он будет представлен Законодательному собранию уже в этом году. Ряд изменений уже произошли в законодательстве о земле.
Еще одно направление, в котором предстоит работать городской администрации, - снижение административных барьеров. Например, сегодня, чтобы инвестор мог начать что-либо строить, он должен пройти свыше сорока согласований различных инстанций. На эту работу уходит в лучшем случае год. Цель, которая стоит перед городом, - снижение этого срока до шести месяцев. Экологическую экспертизу проектов планируется проводить не за полгода, а за 1-1,5 месяца. Возможно, что некоторые функции по согласованию, которые сейчас осуществляются на федеральном уровне, будут переданы в регионы.
Развитие информационной среды – третье важное направление. Планируется сделать каталог инвестиционных проектов, а также обобщить те информационные ресурсы, которые есть в городе. По словам Андрея Михайленко, осуществление задуманного поможет развиваться Северной столице. В итоге это позволит закрепить за городом бренд «Санкт-Петербург – открытый город», а значит, сделать его комфортным и привлекательным представителей других стран.
Анастасия Митина,
Фонтанка.ру