Американцы не понимают, как русские могут два года просидеть на льдине, да еще – за такую зарплату. Поэтому Россия, несмотря на катастрофическое отсутствие поддержки со стороны государства, по-прежнему лидирует в изучении Арктики.
Об этом на пресс-конференции в «Интерфаксе», посвященной результатам работы погибшей полярной станции «Северный полюс-32», заявил президент Ассоциации полярников Артур Чилингаров. По его словам, у российских ученых есть опыт и технологии для запуска круглогодичных дрейфующих станций, и ни одна страна в мире такими технологиями не обладает.
Однако, как сообщил «Фонтанке» заместитель директора НИИ Арктики и Антарктики Александр Данилов, американцы работают в Арктике очень много, просто «по-другому». И у них есть те технологии, которые отсутствуют у нас. Но Данилов отказался сравнивать американские и российские достижения в покорении полярных пространств: «Это просто разное, но работающее на одну задачу». Он напомнил, что в 1992 году в южном океане у Антарктиды американцы организовали дрейфующую станцию «Уэбдал-1», которая провела в океане 4 месяца. И американцы так же, как и российские полярники, жили в палатках и домиках. Правда, недолго.
Нынешнюю погибшую полярную станцию «СП-32» заменит «СП-33», которая в сентябре отправится в дрейф на 2-2,5 года. За основу ее работы возьмут комплекс наблюдений, проведенных на «СП-32». Все научные исследования, документы, оборудования уцелели, а потому, с философской точки зрения, можно сказать, что не пострадало ничего, сообщил Чилингаров. Правда, девяносто процентов объектов жизнеобеспечения в результате разрушения ледового поля станции ушло под воду – все домики, складские помещения, кают-компания, баня, ДЭС. На «СП-32» оставалось минимальное количество продуктов питания, но спасательную операцию удалось завершить в течение 72 часов. Как сообщил Артур Николаевич, все системы работали слаженно и все были готовы помочь. «Быстрее эвакуировать полярников было бы невозможно», - подчеркнул он.
Артур Чилингаров отметил, что хотя в девяностые годы исследования почти не проводились, и другим странам, которые также занимались изучением Арктики, удалось приблизиться к России, в последние годы ситуация меняется к лучшему. А основной задачей «СП-32» было восстановление присутствие России в Арктике: нашему государству, которое все дальше продвигается к северу в поисках нефтяных ресурсов, необходимо иметь постоянную научную станцию в Арктике. Причем не только из-за научных интересов, но и для того, чтобы окончательно утвердить право на использование ресурсов дна Северного Ледовитого океана за собой. «Только русские могут работать на льдине, - подчеркнул Чилингаров. – Вы, журналисты, даже не представляете, насколько места, где находилась «СП-32», далеки от любого более-менее обитаемого жилища». По его словам, эти расстояния порой не под силу преодолеть вертолетам.
Но, несмотря на погоду, на стресс полярники готовы продолжать исследования на Северном полюсе.
Светлана Андреева,
Фонтанка.ру