30 дееспособных муниципальных советов из 63 округов, по которым проходило голосование, избраны в Петербурге 14 марта. Лишь 18 из них укомплектованы в полном составе. Этот результат ставит под угрозу существование местного самоуправления в нашем городе. Потому что в 92 муниципальных образованиях предстоят выборы и довыборы в разные даты в течение ближайших 8 месяцев. И нет никаких оснований полагать, что эти выборы вообще состоятся.
В соответствии с действующим законодательством выборы в органы местного самоуправления признаются несостоявшимися, если число избирателей, принявших в них участие, составило менее 20 процентов. По мнению наблюдателей, изменить эту правовую норму не представляется возможным с позиции федерального законодательства в отношении повторных выборов, а с позиции политической ответственности органов местного самоуправления и равных прав жителей Санкт-Петербурга - для первоначальных выборов. Иначе говоря, ситуация, при которой по причине низкой явки избирателей ни в одном муниципальном образовании Санкт-Петербурга выборы не состоятся, становится почти неизбежной.
Вид муниципального образования | Города | Поселки | Внутригородские | Итого |
Общее число муниципальных образований | 9 | 20 | 82 | 111 |
Число муниципаль-ных образований, назначивших выборы на 14.03.04 года | 4 | 19 | 40 | 63 |
Число муниципальных советов, избранных 14.03.04 года в полном составе | 0 | 17 | 1 | 18 |
Число муниципальных советов, избранных 14.03.2004 года в полномочном составе | 1 | 1 | 10 | 12 |
В 48 муниципалитетах, не совмещавших выборы с президентскими, сроки окончания полномочий советов приходятся на 15 различных дат (с 15 февраля по 21 ноября 2004 года). То есть, в этот промежуток муниципалы должны назначить дни голосования. Повторные выборы в 32 муниципальных образованиях, в которых муниципальные советы не сформированы в правомочном составе, должны состояться не позднее 14 июля 2004 года;
Повторные выборы в 12 муниципальных образованиях, в которых муниципальные советы сформированы в правомочном, но не полном составе, обязаны провести не позднее 14 сентября 2004 года.
Но это еще полбеды. Другая неприятность заключается в том, что в этом году заканчиваются полномочия многих избирательных комиссий муниципалитетов. Продление сроков полномочий этих избиркомов при проведении повторных выборов не допускается. Таким образом, большинство муниципальных образований будет вынуждено формировать новые избирательные комиссии до назначения даты повторных выборов, что с учетом процедуры просто не укладывается в оставшееся время. В дальнейшем это может явиться основанием для отмены результатов голосования в судебном порядке.
Кроме того, в бюджете Петербурга и в бюджетах МО отсутствуют расходы на проведение повторных выборов. Наконец, возникает вопрос в отношении 126 депутатов муниципальных советов третьего созыва тех 32 муниципальных образований, в которых 14 марта муниципальные советы не избраны в правомочном составе. Срок полномочий этих депутатов исчисляется с момента избрания (включая все права, предусмотренные статусом депутата), в то время как полномочия представительного органа местного самоуправления продолжает осуществлять муниципальный совет предыдущего созыва.
Совет демократических сил Петербурга (коалиция СПС+Яблоко) вчера заявил, что результаты выборов депутатов муниципальных советов продемонстрировали крах существующей сегодня в Санкт-Петербурге системы местного самоуправления: жители разочаровались в местной власти, не понимают ее необходимости, не доверяют ей отстаивание своих интересов в решении самых насущных задач жизнеобеспечения.
Похоже, администрация города оказывается в сложном положении, так как очевидного выхода из муниципального кризиса у Смольного нет. Правые отмечают, что правительство города выбрало курс сохранения статус-кво нынешней системы местного самоуправления, авторами которого выступили вице-губернатор Санкт-Петербурга Виктор Лобко и председатель комитета по работе с исполнительными органами государственной власти и взаимодействию с органами местного самоуправления Нина Шубина.
Совет демократических сил (СПС+Яблоко) настаивает на реформе местного самоуправления вместо бессмысленного проведения бесконечной череды выборов.
В рамках этой реформы предлагается ввести новую территориальное устройство местного самоуправления в Санкт-Петербурге: установить уровень местного самоуправления в границах городских районов, передав, в частности, на их уровень полномочия по решению задач жилищно-коммунального обслуживания населения. Одновременно с этим следует сократить число районных администраций Санкт-Петербурга путем объединения их в префектуры на территориях нескольких районов. Это позволит сохранить эффективное государственное управление городским хозяйством и сделать местное самоуправление понятным и нужным для жителей. СДС считает, что целесообразно осуществить четкое разграничение между органами государственной власти и местного самоуправления по источникам доходов и по сферам компетенции.
Александр Горшков,
Фонтанка.ру
Ранее по теме: Петербург остался без легитимной муниципальной власти