290 обращений потребителей зарегистрировано за первые два месяца 2004-го года по телефонной «горячей линии» Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли. Чаще всего потребители жалуются на качество товаров (52%), отказ в обмене и возврате денег (35%), качество и сроки оказания услуг (24%), ненадлежащую информацию о товаре (15%), высокий уровень цен (9%). Недовольство горожан вызывают также ненадлежащее качество продуктов, обвес, обсчет и грубость обслуживающего персонала на рынках и в торговых комплексах (15%). Такие не очень утешительные данные были озвучены в наш общий праздник – в День потребителя, отмечаемый 15 марта.
Наибольшее количество жалоб потребителей приходится уже традиционно на обувь. Лидером по претензиям остается Апраксин Двор, далее следует сеть магазинов «Монарх». Отставание подошвы, промокаемость, в общем, плохое качество - вот что вызывает досадное разочарование петербуржцев, для которых обувь является одной из насущных потребностей в любое время года.
Второе место в номинации самых некачественных товаров заняли мобильные телефоны. Основные претензии потребителей связаны с наличием на рынке большого числа несертифицированной продукции. Рядом с мобильниками расположилась бытовая и аудио-видео техника, низкое качество которой также оскорбляют потребительские чувства горожан. Среди крупных сетей по продаже техники лидером по количеству неурегулированных конфликтов с потребителями является широко разрекламированная торговая марка «Эльдорадо».
Рынок мебели находится на третьем месте по количеству жалоб. Больше всего нареканий вызывает торговые марки «Аквилон» и «Фараон». В основном потребители недовольны таким важным в доме предметом мебели, как диваны.
Интересные данные представлены на общественное суждение некоммерческим партнерством «Общественный контроль качества». Особенно потому, что касаются они столь близких и привычных нам товаров. Взять, например, уже набивший оскомину рекламный ролик стирального порошка «Тайд». Сенсационный результат экспертизы, проведенный в испытательном центре товаров бытовой химии ООО «Гамма-2», развенчал миф об универсальности и всемогуществе рекламируемого средства. У него оказалась самая низкая средняя абсолютная моющая способность. На первом месте оказался «Ариэль» для ручной стирки. Еще одно открытие: порошков, которые одинаково хорошо отстирывают разные загрязнители, не существует.
Исследования зубных паст с фтором, проведенные ГУ «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг», показали, что лидерами являются «Колгейт» (Бразилия), «Блендакс» (Проктер энд Гембл, Германия). Производители этих паст не пожалели фторида для того, чтобы защитить от «страшного» кариеса наши зубы. А вот АО «Свобода» (паста «Парадантол»), концерн «Калина» (паста «Фтородент»), ОАО «Аванта» (Дзержинск) недовложили в свои пасты этот химический элемент. В этих же рядах находятся паста из Белоруссии «Кедровый бальзам», болгарская паста «Акварелле» и индийский «Пепсодент».
Немного о хлебе насущном. Вернее, о масле. Неудовлетворительные оценки получили масла «Валио» и «Сладкосливочное» от ОАО «Петролакт». За повышенную влажность снизили оценку маслу «Русские традиции» от ООО «Версия». А все потому, что производители пожалели целых 3,5 процента жира. Образцами для подражания признаны масло от ЗАО «Натуральные Продовольственные Масла» и ЗАО «Европродукт». В них содержимое полностью отвечало тому, что было указано на упаковке.
Глазированные сырки – наверное, самое популярное лакомство среди детей и взрослых. Но и тут эксперты нашли к чему придраться. Забракованными оказались сырки из Коломны и Смоленска. Недобрали по жирности «Вим-Билль-Данн», «Коломнамолпром», «Смоленский молочный комбинат», «Гатчинский молочный завод». Лакомиться специалисты рекомендуют «Ксюшей», «Митьком», «Винни-Пухом» и «Микушей».
Разумеется, это неполный перечень продукции, которую мы покупаем и иногда даже не замечаем обмана. Чем и норовят воспользоваться недобросовестные производители. Однако приятно осознавать, что так или иначе за качеством нашей продукции ведется тщательный контроль, чтобы не дать фальсификации ни малейшего шанса.
Анастасия Митина,
Фонтанка.ру