Через 14 лет относительно свободных выборов в России мы вернулись во времена развитого социализма. Полное сходство - в страхе аппарата за результат. Пускай не 99 процентов, но 70 быть должно. Ради этих процентов поступались принципами и простые смертные, и даже далекие от мирских забот иерархи конфессий...
Это была странная кампания. Победитель был известен заранее и посчитал ниже своего достоинства говорить с другими претендентами.
Это была странная кампания, потому что за исключением будущего Победителя в ней не участвовало других претендентов. Ну не считать же таковыми одного из руководителей государства, который целиком поддерживал главного кандидата.
Это была странная кампания, потому что хотя победитель и был известнее заранее, власть сделала все, чтобы слабый голос двух кандидатов осторожно, критиковавших фаворита, остался за кадром.
Это была странная кампания, потому что единственным соперником Победителя стало отсутствие интереса избирателей.
Это была странная кампания. Через 14 лет относительно свободных выборов в России мы вернулись во времена развитого социализма. Полное сходство - в страхе аппарата за результат. Пускай не 99 процентов, но 70 быть должно. Со страху этот аппарат творил чудовищные глупости. Ради этих процентов поступались принципами и простые смертные, и даже далекие от мирских забот иерархи конфессий, которые впали в блуд, агитируя за явку в рекламных блоках между чипсами и прокладками.
Эти выборы с известным результатом по сути являлись тестом для общества на гражданскую зрелость. Лакмусовой бумажкой стал открепительный талон. С помощью этого талона повышали явку некоторые главврачи больниц, директора школ и руководители силовых подразделений Тест не прошли те, кто едва не силком заставлял своих подчиненных исполнить гражданский долг, но его не прошли и те, кто поддался рекомендациям начальства. Дутые цифры вряд ли нужны и самому победителю. Зато теперь у нас есть отличный эталон низкопоклонства – 0,8 процента самого верноподданнического кандидата.
Побочный результат, который не опасен для общества, но, безусловно, интересен для специалистов – смерть политического пиара. Главным пиарщиком теперь выступает власть, с которой не может тягаться никакая PR-служба. Только ей под силу изменить формат новостей на гостелеканалах. Только она может забить так называемой рекламой ЦИК с призывом отдать свой голос в стилистике «Единой России» все рекламные блоки.
Главным итогом этих выборов стал не предрешенный триумф одного, а апатия миллионов.
Это хорошо, что у нас появилась власть. Плохо то, что мы так и не знаем, чего она хочет кроме власти. Этот каток не остановить, но рано или поздно запас хода иссякнет даже у самой надежной машины.
Политический ландшафт после выборов – выжженное пространство. Вырастут ли на нем новые надежды – зависит только от нас.
Александр Горшков,
Фонтанка.ру