Почти не говорили про ныне действующего президента за «круглым столом» на тему «Выпускник 2004 года – президент 2024 года». Да и про президента, которого мы совместно изберем в ближайшее воскресенье, речи особенно не шло. Обсуждали, в основном то, что плохо в существующей системе образования и что нужно делать, чтобы ее модернизировать. Ведь тот, кто сегодня завершает свое школьное образование, через 20 лет, может статься, будет править всей Россией.
В процессе обсуждения, в котором приняли участие представитель администрации Петербурга, директора ряда государственных и коммерческих школ и несколько депутатов городского и федерального уровня, выяснилось, что модернизация системы образования не сводится просто к укреплению школьной материально-технической базы. Все равно главным остается так называемый человеческий фактор: уровень подготовки учителей, отношения в коллективе преподавателей, способность самих педагогов обучаться и их умение наладить взаимоотношения со своими учениками. Как это ни банально (и с этим согласились все участники дискуссии), но всеобщая компьютеризация – ничто по сравнению со взаимоотношениями «учитель-ученик». И с этим, как и много веков назад и вперед, ничего не поделаешь.
Конечно, нужно повышать оплату труда преподавателей. Учителя не должны думать о том, как накормить самих себя или откуда взять денег на оплату квартиры. Они должны понимать свою общественную, миссионерскую значимость для будущего своих детей и всей страны. А если они думают о том, на что купить компьютер, чтобы понимать новое поколение школьников, то это, конечно, неправильно - и с этим нужно бороться.
Как именно нужно бороться, рецепта еще не придумали. Бюджетных денег, сколько бы их ни было, все равно на всех и на всё не хватит. Высококвалифицированных педагогов на всех родившихся тоже не хватало и хватать не будет. Всеобъемлющих методик обучения гениев с доисторических времен и по сю пору так и не изобретено. О том, что именно нужно преподавать (не говоря уж о том, в каком виде), единого мнения, опять же, никогда не было и не будет. В том, что родители лучше всех (особенно учителей) разбираются в процессе обучения собственных чад, вообще никто никогда не сомневался и не будет. В общем, проблем – полный воз, все заинтересованные родители и преподаватели их понимают, и, несмотря ни на что, пытаются их решить.
Даже единый госэкзамен им в этом не помеха. Коли некая высшая власть решила, что этот экзамен нужен, и даже решила, когда и кому он нужен, то нужно воспринимать это как объективную реальность, данную нам в ощущениях. Как, собственно говоря, и тему «круглого стола» - воспитание человека, который станет российским президентом через 20 лет. Появится он, как ни крути, из нынешних выпускников средней школы, да и выбирать его, главным образом, будет сегодняшняя молодежь. По этому поводу очень веско высказался член-корреспондент Российской Академии педагогических наук Олег Лебедев: «Качество президента определяется качеством избирателей... Президента мы найдем... Найти бы качественных избирателей».
Павел Тимофеев,
Фонтанка.ру