Вот уже на протяжении нескольких месяцев документы, разработанные исполнительной властью, перед внесением на рассмотрение Законодательного собрания Петербурга проходят предварительное обсуждение в стенах Смольного. О новаторстве в сфере формирования законов корреспонденту «Фонтанки» рассказал вице-губернатор руководитель Администрации губернатора Виктор Лобко.
Новый подход к формированию нормативных актов Петербурга внедряется исполнительной властью города. Вот уже на протяжении нескольких месяцев документы, разработанные исполнительной властью, перед внесением на рассмотрение Законодательного собрания Петербурга проходят предварительное обсуждение в стенах Смольного. Специально для этого была создана группа по рассмотрению законотворческих инициатив, работа которой, правда, не регламентируется, а состав которой варьируется на каждом ее заседании. О новаторстве в сфере формирования законов корреспонденту «Фонтанки» рассказал вице-губернатор руководитель Администрации губернатора Виктор Лобко.
- Почему и для чего появилась идея создать рабочую группу по законотворческим инициативам? Ведь и без того документы обсуждаются на комиссиях и комитетах городского парламента. Зачем дополнительно приглашать депутатов в Смольный?
- Подход, который сегодня воспринимается как новаторство, на самом деле существовал давно и некоторые элементы такого метода работы закреплены в том числе и в правовых актах. В Уставе города и в некоторых законах прописано, что если возникают противоречия между исполнительной и законодательной ветвями власти в формулировании тех или иных правовых норм, для разрешения этих противоречий создается временная группа, которая должна приходить к какому-то согласию. Но в данном случае речь идет не о создании какой-то временной рабочей группы, а вообще о несколько ином подходе к подготовке законопроектов.
- Чем он обусловлен?
- Как показал опыт, очень часто законодатели воспринимают обостренно критически те предложения, которые поступают из исполнительной власти. Нам показалось, что причиной этого является недостаточное, с нашей стороны, разъяснением мотивов, побудивших нас внести те или иные предложения. Поэтому законодатель порой на самой первой стадии рассмотрения документа сразу подвергает сомнению его целесообразность или правомочность. Примером может служить закон «О структуре органов исполнительной власти Петербурга». Когда мы внесли на рассмотрение Законодательного собрания два законопроекта – один о правительстве Петербурга, а другой – «о структуре», первый был принят к рассмотрению, а закон о структуре – просто отвергли. И мы не стали ни настаивать, ни спорить, а просто отозвали документ. Тогда мы договорились с депутатами о том, что по-иному подойдем к разработке этого документа, тем более, что «списать» этот нормативный документ не с кого – аналогов его не существует.
- Что значит «по-иному», что было сделано?
- Мы пригласили трех известных в городе юристов, профессоров, и попросили их подготовить нам основу для обсуждения. В результате на сегодняшний день состоялось уже три свободных дискуссии на эту тему. Законодатели и чиновники исполнительной власти дискутировали между собой, но под патронатом уважаемых в городе юристов очень высокой квалификации, которые могли что-то посоветовать, что-то подсказать. И депутаты отнеслись к этому очень серьезно. Ряд парламентариев пришли на заседание рабочей группы со своими предложениями: Наталья Евдокимова, Игорь Михайлов, Игорь Риммер, Андрей Ловягин, Костантин Сухенко, Сергей Анденко, Алексей Тимофеев и многие другие. В результате трех этих дискуссий сейчас у нас есть проект, который, если правительство сочтет возможным, уже можно представлять в Законодательном собрании. И мы рассчитываем на то, что депутаты, получив документ, уже не будут думать, чем руководствовался Смольный, когда его создавал. Это и есть суть новой технологии подготовки законопроектов.
- Такой подход будет применяться ко всем документам, которые будут разрабатываться исполнительной властью для представления в ЗакСе?
- Сейчас мы начали разрабатывать законопроекты, относящиеся к сфере государственного строительства. Рассматриваем вопросы об административно-территориальном делении города, начинаем готовить закон о местном самоуправлении. Правда, депутаты ЗакСа по последнему вопросу нас опередили и уже приняли в первом чтении документ на эту тему. Но, убедившись в полезности и целесообразности свободной дискуссии, депутаты сами предлагают обсудить этот документ, уже принятый в первом чтении с участием юристов и специалистов в этой области. Думаю, мы пойдем на этот шаг. И это принесет только пользу.
- А закон о бюджете будет проходить подобную процедуру?
-Принято специальное постановление правительства о порядке разработки закона о бюджете на будущий год. Поэтому вряд ли эта работа будет вестись по такой же схеме. Но я не исключаю возможности дискуссии по некоторым частям этого большого документа.
- На какой стадии сегодня находится совместный план законотворческих инициатив Смольного и городского парламента?
- План нормотворческой деятельности в Смольном создается давно, и на этот год такой план уже утвержден. Но мы действительно договорились и со спикером ЗакСа Вадимом Тюльпановым, и с председателем Комитета по законодательству Игорем Михайловым о том, что гораздо целесообразнее было бы иметь единый свод наименований тех законов, которых желательно рассмотреть в течение года. И когда мы посмотрели наш план и те наметки, которые нам показало Законодательное собрание, мы были приятно удивлены. Потому что обнаружили, что по очень многим позициям у нас одинаковое понимание важности вопросов, которые нуждаются в законодательном регулировании.
- Для чего необходима регламентация законотворческой деятельности?
- В предыдущие годы от различных депутатов, фракций или комиссий появлялось множество законопроектов, которые не носили характера жесткой необходимости. Они, к сожалению, могли оставаться просто невостребованными и не рассматривались. А время депутатов надо ценить. По мнению правительства, нужно разрабатывать и принимать те законы, которые действительно нужны городу.
- Будет ли этот план закреплен каким-либо решением?
- В связи с этим возникла техническая проблема. Юристы пока не нашли ответа на вопрос, каким образом утвердить единый план: то ли его должно утвердить правительство города, то ли Законодательное собрание. Не исключено, что этот документ может остаться «рабочим». И мы можем согласиться и с тем, что будут два отдельных плана.
- Как вы относитесь к системе «кодексов», которые создаются в городском парламенте? Это будут нормативные акты, по своему статусу ниже устава города, но выше законопроектов. Сейчас дорабатывается инвестиционный кодекс, готовится к разработке социальный и градостроительный...
- В городе системы кодексов не было, но, на самом деле, явление это не новое: например, в юриспруденции они существуют давно. Я с уважением отношусь к опыту предыдущих поколений и считаю, что с порога идею создания кодексов отрицать нельзя, а надо хорошо подумать, нужно ли это. А ясно это будет после беседы и с инициаторами этих нормативных актов.
Беседовала Александра Медведева,
Фонтанка.ру