Ранним утром четверга на заснеженном полигоне ОАО «Спецмаш» толпились замерзшие журналисты с телекамерами и диктофонами. Здесь руководство завода демонстрировало госкомиссии из Москвы свое детище - уникальную машину, созданную на базе танка Т-80.
Самоходная гусеничная машина «СМ-100» предназначена для ликвидаций последствий техногенных и стихийных катастроф на железных дорогах России. Чудо-машина, по словам ее главного конструктора Виктора Спиридонова, способна перебираться через рвы и броды, расцеплять тяжеленные вагоны, сошедшие с рельс, а в труднодоступных местах заменить собой подъемные краны и другую технику, которая не сможет подъехать к месту аварии.
Разработку и создание подобной машины в 1999 году «Спецмашу» поручили Министерство путей сообщения и ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). В прошлом году машина была готова и прошла полный комплекс испытаний. Сегодня приемку «СМ-100» осуществляли представители «РЖД» и Октябрьской железной дороги, для которой и создана эта машина.
Машина-танк будет базироваться на восстановительном поезде Санкт-Петербург-Сортировочная и обслуживать весь Северо-Запад. Как сообщил корреспонденту «Фонтанки» председатель госкомиссии, главный ревизор центрального аппарата по безопасности движения «РЖД» Петр Шанайца, созданное транспортное средство как нельзя лучше подходит для ликвидации чрезвычайных ситуаций на дороге: его технические характеристики позволяют расчищать завалы в кратчайшие сроки.
Весит это чудо техники 48 тонн. Машина оснащена лебедкой для подтаскивания грузов и силовым манипулятором длиной в 21 метр (по сути, бывшая танковая гаубица). Присутствующим на приемке было продемонстрировано, как манипулятор с помощью лебедки оттаскивает в сторону тяжелый груз. Толкательные усилия «СМ-100» рассчитаны на 30-25 тонн, тяга – на 120 тонн.
Кроме прочего, специальное оборудование на борту машины позволяет выявить наличие в воздухе гамма-излучения и парово-токсичных выделений, а также разрезать металл толщиной до 50 миллиметров. «СМ-100» развивает скорость до 50 километров в час, а бензобак позволяет машине проходить путь без заправки более 300 километров. Машина способна «играючи» преодолевать рвы глубиной в три метра и вертикальные стенки в 1,2 метра, плавать и переплывать брод на глубине 1-1,5 метра.
Все это делает «СМ-100» единственной в своем роде - аналогов этой машины нет даже на «продвинутом» Западе. Обликом она напоминает тот самый танк, снятый много лет назад с росвооружения из-за ядерной начинки.
В текущем году «Спецмаш» получил заказ на еще две машины, которые планируется отправить на Урал и в Сибирь.
Светлана Андреева,
Фонтанка.ру