Балтийская спецморинспекция не согласна с решением апелляционной инстанции Арбитражного суда Нижнего Новгорода, которая не приняла сторону инспекции в судебном споре с владельцем сухогруза «Каунас», затонувшего в Неве летом 2002 года.
Балтийская спецморинспекция (БСМИ) не согласна с решением апелляционной инстанции Арбитражного суда Нижнего Новгорода, которая не приняла сторону инспекции в судебном споре с владельцем сухогруза «Каунас», затонувшего в Неве летом 2002 года.
Собрав необходимые документы (в том числе и сюрвейерский осмотр корпуса сухогруза), Балтийская инспекция обратилась в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти с исковым требованием о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде, в результате аварии и аварийного сброса вредных веществ в акваторию Невы. Иск был направлен для рассмотрения по месту нахождения ответчика (владелец «Каунаса» - Волжское пароходство) в Нижний Новгород. В двадцатых числах сентября 2003-го года Новгородского арбитражный суд удовлетворил требования Балтморинспекции о выплатите в казну Санкт-Петербурга 4 миллиона 486 тысяч 702 рубля 45 копеек. Изначально БСМИ предъявляла требований на сумму более 5 миллионов рублей (5 миллионов 558 тысяч 955 рублей 17 копеек), однако, эта сумма была снижена из-за представленных ответчиком документов и произведенных перерасчетов. Были учтены деньги, потраченные пароходством на ликвидацию последствий разлива: за работу на месте аварии ГУП «Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти» получил 600 тысяч рублей.
Но Волжское пароходство не согласилось с решением суда и опротестовало его в апелляционной инстанции, которая была не столь благосклонна к Балтийской инспекции. Согласно решению второй инстанции, из всей суммы в 4 миллиона 486 тысяч 702 рублей 45 копеек Волжское пароходство должно выплатить лишь 212 тысяч рублей. Остальные денежные претензии БСМИ суд отверг «за недоказанностью». Доказательную базу инспекции-истца суд признал недостаточной, а видеоматериалы, которые Балтморинспекция предоставляла для просмотра, суд отказался смотреть на том основании, что в здании новгородского арбитража нет соответствующей аппаратуры.
Однако юристы инспекции намерены идти до конца. «Оснований для незачета наших требований у суда нет, как я не могу поверить, чтобы во всем здании суда не было ни одного видеоаппарата, на котором можно было б отсмотреть материал» - говорит юрист инспекции Борис Кучеренко.
В инспекции готовится кассационная жалоба. Но для полного «торжества справедливости» инспекции необходима пленка, на которой заснят подъем «Каунаса», и где отчетливо видны маслянистые пятна на поверхности Невы и топливо, вытекающее из корпуса прямо в реку во время подъема сухогруза. По мнению инспектора БСМИ Александра Зорохова, такая пленка наверняка есть в архивах петербургских телекомпаний, потому что операция по подъему судна пользовалась популярностью у телевидения. Инспекции нужна съемка именно кормовой части судна – по мнению БСМИ, там наиболее отчетливо видны следы утечки топлива.
Как только в инспекцию поступит мотивировочная часть решения апелляционной инстанции, Балтморинспеция отправит кассационную жалобу в Арбитражный суд по Приволжскому федеральному округу.
Напомним, что ночью 16 августа 2002-го года сухогруз врезался в опору Литейного моста и, затонув на глубине 12 метров, перегородил фарватер Невы, из-за чего судоходство по реке было приостановлено. Лишь 22 августа спасателям удалось срезать палубные надстройки «Каунаса» и расчистить фарватер, чтобы сделать глубину над затонувшим судном достаточной для прохода судов. По неофициальным данным, только за первые сутки аварии в акваторию Петербурга вылилось около 30 тонн топлива. Так или иначе, когда в октябре судно-таки разрезали и по частям подняли, в топливных емкостях вместо дизтоплива и моторного масла (коих на борту было «всего» 30 тысяч) была вода.
На борту сухогруза находилось 98 рулонов металлопроката весом около 2 тысяч тонн и около 30 тыс. дизельного топлива и моторного масла в танках судна. Затонувший "Каунас" перегородил фарватер, из-за чего судоходство по Неве было временно остановлено. Был создан оперативный штаб по ликвидации аварии, и начались работы по резке палубных надстроек "Каунаса", чтобы сделать глубину над затонувшим судном достаточной для прохода судов. Работы по расчистке фарватера, которые велись круглосуточно, были завершены 22 августа. Разгрузка и разрезка "Каунаса" велась с 26 августа до конца октября 2002 года. После подъема судна все топливные емкости были заполнены водой. Ущерб ОАО "Судоходная компания "Волжское пароходство" от крушения сухогруза составил 20 миллионов рублей.
Светлана Андреева,
Фонтанка.ру