Судьба петербургского нотариального архива, не работающего уже более полугода, будет решена в течение ближайшего времени. Один из способов решения проблемы – создание государственного учреждения «Нотариальный архив Санкт-Петербурга». По крайней мере, такое предложение было сделано сегодня представителями юридического комитета городской администрации на специальном совещании у вице-губернатора Петербурга Андрея Черненко.
Ситуацию, когда рядовые петербуржцы не могут получать нотариальные справки, Андрей Черненко назвал «нетерпимой» и отметил, что кроме города этот вопрос не решит никто. По предложению юридического комитета администрации Петербурга в городе должно быть создано государственное учреждение по архивированию и выдаче нотариальных справок. Причем в его работе непосредственное участие должны принимать нотариусы города. Вице-губернатор отметил, что городской нотариат «поверит» в создаваемое учреждение и в Петербурге будет создан консолидированный архив всех нотариусов.
Пока же представителям Управления Минюста России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Андрей Черненко предложил принять меры к возобновлению работы существующего нотариального архива.
Подробнее о создавшейся проблеме корреспонденту «Фонтанки» рассказали сами архивариусы. Как пояснила начальник основного отдела Центрального нотариального архива Наталья Пучель, в конце 90-х происходила «приватизация» нотариата, когда на смену государственным нотариусам пришли частные. При этом государственные нотариальные архивы фактически «бросались на произвол судьбы». В Петербурге этого не произошло. Управление юстиции существовало в то время при городской мэрии, и была достигнута договоренность, что питерский нотариальный архив будет существовать при Управлении юстиции и финансироваться из городского бюджета. В 2000 году произошло укрупнение органов юстиции, и питерское Управление стало структурой федерального подчинения. При этом, по словам Натальи Пучель, нотариальный архив остался «не у дел» - не был определен его статус. Однако город продолжал финансирование. В 2002 году прокуратура Петербурга «выявила» факт содержания федеральной структуры на средства местного бюджета. По представлению прокуратуры счет, на который перечислялись средства для архива, был закрыт. Таким образом, с мая 2002 года архив остался без финансирования. Его сотрудники продолжали работать, решив, что Управление юстиции устранит проблему. Однако к концу года вопрос так и не решился. Не помогли и порядка 500 писем, направленных в различные инстанции самими сотрудниками архива. В феврале 2003 года архивариусы обратились к мировому судье в Октябрьский федеральный суд. Одно из решений суда было получено заявителями в июле 2003 года, другое – в январе 2004. Суд встал на сторону сотрудников архива, однако денег они пока так и не получили.
Такое положение вещей заставило сотрудников архива пойти на крайние меры – с 21 июля 2003 года архив не работает. Своих клиентов архивариусы призывают жаловаться во все инстанции – может быть, хоть это поможет решить проблему. И дело не в том, что несколько человек вот уже почти два года не могут получить причитающиеся им деньги (а это всего лишь порядка 260 тысяч рублей). Сотрудники архива обеспокоены его судьбой и проблемами своих клиентов, которые без архивных справок не могут решить многих вопросов – от прописки детей до получения наследства. В Москве нотариальный архив взяла «на содержание» нотариальная палата. В других городах архивы распределились между нотариусами. Это, по мнению петербургских архивариусов, неразумно – черз пару десятков лет архивов будет не найти, ведь нотариусы даже не несут ответственности за утрату архивных документов. Сотрудники питерского нотариального архива не хотят, чтобы подобное случилось в Петербурге.
Светлана Тихомирова,
Фонтанка.ру