Веру Дементьеву, нового председателя КГИОП, смело можно назвать чиновником «матвиенковского призыва». С действующим губернатором она работала еще в исполкоме Ленсовета, с ней же ушла оттуда, потому что, по собственному признанию, «работать без Валентины Ивановны стало неинтересно». Интересно стало лишь в ноябре прошлого года, когда Матвиенко воцарилась в Смольном, а ее давняя приятельница – в Комитете по госконтролю, использованию и охране памятников истории и культуры.
Впрочем, в те годы, что Петербург жил без Матвиенко, Вера Дементьева тоже не сидела сложа руки в ожидании подруги: она занималась бизнесом и весьма в этом преуспела. Девелоперская компания «Северные цветы», которую возглавляла Вера Анатольевна, вошла во все справочники по недвижимости. Однако Дементьева нашла в себе силы бросить прибыльное дело и встать часовым на страже «города-музея под открытым небом». Другое дело, зачем ей это понадобилось – ведь более неблагодарное занятие трудно себе представить.
Вера Дементьева считает, что для того, чтобы что-то изменить в сфере охраны памятников, нужны большие деньги или иные концептуальные подходы. По ее мнению, в последние годы сформировался взгляд на охрану памятников как на нечто затратное, из чего нельзя извлечь экономическую выгоду. Понятно, что в условиях рынка с охранными обязательствами просто перестали считаться. Первыми, кто увидел возможность извлечения выгоды (к сожалению, только для себя), оказались наши застройщики. Они успешно реализовали условие, сформулированное еще архитектором Львом Рудневым: «Надо жить в удобном доме с красивым видом». Разумеется, красивых панорам в Петербурге – немало, и строители стали возводить здания в историческом центре, где из окон открывался прекрасный вид. При этом никто из застройщиков даже не задавался вопросом, впишутся ли новые дома в строгие петербургские горизонты, сочтут ли их петербуржцы частью «красивого вида».
Позиция Дементьевой как председателя КГИОП, как профессионала и просто как человека сводится к тому, что перспективы Петербурга в реконструкции, а не в новом строительстве. Да, город должен застраиваться, но строительство в нем должно быть, по крайней мере, достойным существующих архитектурных шедевров.
На вопрос корреспондента газеты «Ваш Тайный советник», где же взять новую плеяду гениев - современных Трезини, Ринальди, Растрелли, Дементьева тоже знает ответ. По ее словам, каждому строящемуся в историческом центре объекту надлежит обеспечить как можно больше конкурсного проектирования. Пусть застройщик ищет талантливых архитекторов – их не так уж и мало, в том числе в нашей стране. Дело в том, считает глава КГИОП, что произошла значительная усадка в эстетических воззрениях. На первый план вышли люди, которые имеют деньги, носят костюмы «Армани» и при этом спрашивают: «Что вы привязались ко мне с этой разрушенной стенкой? Я ведь установил новую, более прочную...» К сожалению, они пока не в состоянии понять, что коммерческая цена новой стенки – это цена кирпичей в сборе, а цена старой – это цена шедевра-подлинника. Чем больше прошло ремонтов в здании, чем больше появилось у него современных пристроек, тем меньше стала его коммерческая стоимость.
Напомним, что Вера Дементьева заняла кресло председателя КГИОП под аккомпанемент негодующих голосов, раздававшихся в адрес ее предшественника на этом посту Никиты Явейна. Никиту Игоревича печатно (в прессе) и непечатно (в кулуарах) порицали за излишнюю требовательность к строительным корпорациям, реализующим свои проекты в историческом центре Петербурга. Претензии высказывались руководителями ведущих компаний-застройщиков, которые сравнивали Явейна с собакой на сене: дескать, памятники гниют, а он не дает их перестраивать и спасать от разрушения. В итоге Никита Явейн уволился из КГИОП, неожиданно перейдя на работу к символу уплотнительной застройки, вице-губернатору Александру Вахмистрову, а комитет вместе с «сеном» передали Вере Анатольевне. Питерская пресса глубокомысленно предсказывала, что теперь КГИОП станет более либерален к застройщикам (иначе какой смысл производить рокировку?). При этом сообщалось, что Дементьева – старая приятельница Матвиенко по совместной работе в органах советской власти, а значит, будет делать все, что «хозяйка Смольного» ей скажет.
Однако Дементьева неожиданно проявила себя скорее сторонницей жестких охранительных взглядов Явейна, нежели либеральных чаяний строительных корпораций. В СМИ она заявила, что не допустит утраты ни единого памятника и скажет нет уплотнительной застройке в охранной зоне. Первым распоряжением, подписанным Верой Анатольевной, стал приказ об исследовании состояния Ростральных колонн на Стрелке Васильевского острова. Состояние признали никуда не годным (несмотря на реставрацию, проведенную четыре года назад) и поручили восстановительные работы фирме ООО «Интарсия», хорошо известной на реставрационном рынке. Одновременно Дементьева высказала пожелание создать службу текущего реставрационного ремонта, чтобы «можно было оперативно лечить мелкие раны, не дожидаясь, пока болезнь проест памятник насквозь».
Не ограничиваясь заявлениями, Вера Анатольевна в действительности вышла на «тропу войны» с недобросовестными застройщиками. На Большом проспекте Васильевского острова при ее поддержке и активном недовольстве местных жителей пришлось отменить установку торговых павильонов. Еще раньше КГИОП обратился в городскую прокуратуру с жалобой на незаконные действия ООО «Конкорд Менеджмент и Консалтинг», распорядившейся вырубить 10 деревьев в арендуемом фирмой внутреннем дворике Строгановского дворца. Скандал стал затихать лишь после того, как «Конкорд» (кстати, одна из крупнейших ресторанных структур Петербурга) дал КГИОП обязательства высадить деревья заново.
Валерий Береснев,
«Ваш Тайный советник»
Полный текст статьи, содержащей интервью с Верой Дементьевой, можно прочитать в свежем номере газеты «Ваш Тайный советник» – пятом за этот год.
Напоминаем, что «Советник» теперь выходит каждую неделю – в понедельник.