На рынке распространения газет и журналов Петербурга грядут большие перемены. С нового года непростую задачу розничной продажи городских изданий начнет решать почтовое ведомство Петербурга. Уже к апрелю в 150 отделениях связи горожане смогут приобрести целый ряд газет - прежде всего, общественно-политического характера.
Инициатива привлечения почтовиков к розничному рынку распространения газет принадлежит новому руководителю Комитета по печати Администрации Петербурга Алле Маниловой. Эти предложения были рассмотрены и одобрены правительством города и не без некоторых колебаний приняты почтовым ведомством к исполнению. Почтовики также готовы изменить условия распространения газет по подписке.
Главный пафос этих новаций таков: нынешний рынок розничного распространения, по сути, монополизирован рядом крупных коммерческих операторов, которые ориентированы, в первую очередь, на «желтую» прессу и на еженедельные издания. Ежедневные и социально-значимые газеты оказались на периферии их интереса - с позиций коммерсанта, для которого нет задачи, кроме заработка, с ними слишком много мороки.
Почтовое ведомство как государственная структура, к тому же имеющая ряд льгот от городских властей, может со своей мощной структурой существенно приблизить «качественную» прессу к горожанам.
Как почтовое ведомство будет решать задачу, поставленную городскими властями, рассказал корреспонденту "Фонтанки" первый заместитель генерального директора ФГУП «Управление федеральной почтовой связи Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Матвей Пергамент.
- Матвей Григорьевич, о каких изданиях идет речь? Первоначально появилась информация, что продаваться в почтовых отделениях будут только три газеты.
- Это, извините за резкое слово, ерунда. Есть газеты, которые освещают жизнь Петербурга. Это и местные издания, и федеральные, у которых есть петербургские вкладки. На них, в первую очередь, мы и будем ориентироваться. Конечно, продавать все газеты через почту мы физически не сможем - их в каталоге около двух тысяч. Но договариваться мы готовы со всеми. И уж точно нет такого, чтобы Комитет по печати нам говорил: с этой газетой работать, а с этой - нет. Это наша зона ответственности. Условия, на которых почта будет договариваться с редакциями - коммерческие. Мы не собираемся задирать цены, но и работать в убыток тоже не будем.
- Сколько времени потребуется, чтобы запустить этот процесс?
- Уже с января продают газеты 32 почтовых отделения, с 1 февраля торговать прессой будет порядка 60-ти отделений. До 1 апреля мы собираемся реализовывать газеты в 150-ти отделениях.
- Помимо розничной продажи, речь, насколько я понимаю, идет и о совершенствовании системы подписки. Что необходимо сделать в первую очередь?
- На заседании правительства, где обсуждалась эта тема, говорилось о плачевном состоянии абонентского хозяйства, другими словами - почтовых ящиках в домах петербуржцев. Предстоит решить, какая часть ящиков будет в этом году заменена для того, чтобы улучшить качество доставки. Решено и то, что необходимо сократить сроки доставки изданий.
- Как ваше ведомство оценивает плюсы и минусы новых взаимоотношений с прессой?
- Надо сказать, почта всегда занималась распространением газет. Просто так сложилось, что в какой-то период эта задача не была приоритетной. Сейчас ситуация меняется, и мы, в принципе, ставим перед собой задачу, чтобы человек, придя на почту, получил любую мыслимую и немыслимую услугу. Например, у нас во многих отделениях есть терминалы для доступа в интернет. В отделениях связи начинают принимать автогражданку.
Анастасия Митина,
Фонтанка.ру