Финляндия до мая отложила применение новых требований к автоперевозчикам, которые планировалось ввести с нового года. Речь идет о применении к ряду транспортных средств международного сертификата техосмотра (МСТО).
Финляндия до 1 мая 2004 года отложила применение новых требований к автоперевозчикам – в том числе и российским, – которые планировалось ввести с нового, 2004 года. Речь идет о применении к ряду транспортных средств, пересекающих границу страны Суоми, международного сертификата техосмотра (МСТО). Вместе с тем некоторые российские специалисты в области автоперевозок опасаются, что, если новые требования будут введены, то отечественная индустрия автоперевозчиков может потерять весьма крупные суммы – до 1 миллиарда долларов в год.
Кратко из истории вопроса: планировалось, что с 1 января 2004 года российские автобусы, пересекающие границу Болгарии, Венгрии, Голландии, Румынии, Финляндии и Эстонии, должны будут предъявить международный сертификат технического осмотра. Данное правило должно вступить в силу согласно Положению о поправке 2 к Европейскому соглашению 1971 года, принятой в дополнение к Конвенции о дорожном движении (Вена, 1968 года), и Соглашению 1997 года о принятии единообразия для периодических технических осмотров транспортных средств и взаимном признании таких осмотров при осуществлении перевозок в международном сообщении.
Речь идет о применение международного сертификата технического осмотра (МСТО). Суть нововведения в следующем: все пассажирские автобусы свыше 8 мест, а также грузовой транспорт общей массой более 3,5 тонны для пересечения границы с Финляндией должны будут иметь бланки соответствия МСТО. Для получения этих бланков транспортным средствам необходимо пройти осмотр на станциях диагностики. В настоящее время такие бланки выдают на четырех станциях диагностики, расположенных в Петербурге, а также на нескольких станциях в области, в частности, на МАПП «Ивангород», «Торфяновка» и «Брусничное».
Фактически под вышеупомянутое определение подпадали практически все экскурсионные автобусы и грузовые автомобили. Предполагалось, что новые требования войдут в силу с 1 января 2004-го года. Однако, как гласит информация на официальном сайте Ассоциации международных автоперевозчиков России, Министерство транспорта Финляндии приняло решение отложить введение новых требований к автоперевозчикам до 1 мая 2004-го года. Связано это в первую очередь с тем, что Россия и ряд стран, участвующих в договоренности, обратились к финляндской стороне с просьбой об отсрочке.
Между тем, специалисты в области автоперевозок предполагают, что такая «передышка» лишь отсрочит потери российской стороны, которые, по некоторым подсчетам, могут достигнуть 1 миллиарда долларов в год. Дело в том, что новое правило подразумевает наличие свидетельства единого образца абсолютно у всех автобусов, зарегистрированных в странах-участницах соглашения, независимо от «возраста» машин. При этом, по мнению специалистов, многие отечественные автомобили не соответствуют даже минимальному европейскому стандарту экологического соответствия – «евро-0». По данным представителей Ассоциации международных автоперевозок по Северо-Западу, доля таких автомобилей составляет в России примерно 30% от общего числа. Некоторые российские грузовики просто не смогут получить сертификат – в силу своих технических характеристик. Необходимая модернизация на таких машинах тоже невозможна – считает заместитель начальника представительства Ассоциации международных автоперевозок по Северо-Западу Константин Шаршаков. Видимо, единственный выход для компаний – приобретать для перевозок новые машины вместо негодных, что обойдется недешево.
Небольшая справка: как сообщил корреспонденту «Фонтанки» Константин Шаршаков, на сегодняшний день примерно 50% от международных перевозок всей Российской Федерации проходят через Северо-Западный регион. И из этого количества перевозок почти 60% маршрутов двигаются по финляндскому направлению.
Новые требования к автоперевозчикам от упомянутых стран грозят российской стороне убытками, которые, по мнению специалистов, могут составить до 1 миллиарда долларов в год. Ряд специалистов делают и дальнейшие – и не вполне утешительные прогнозы. Например, не исключено, что при новых условиях ряд перевозчиков не сможет осуществлять свою деятельность и вынужден будет «сойти со сцены» или существенно ограничить свою работу. Освободившийся рынок вместо российских перевозчиков очень быстро займут иностранные компании, предоставляющие аналогичные услуги. И, прежде всего, это могут быть перевозчики из стран СНГ, которые не подписывали соглашение, – например, из Латвии или Белоруссии.
Данная проблема может затронуть и пассажирские перевозки – в особенности туристические. Финляндия является одним из приоритетных направлений для туристов Северо-Запада. Впрочем, по мнению некоторых работников турбизнеса, в последнее время интерес к стране Суоми несколько снизился в силу разных причин. Тем не менее, пассажирский транспорт тоже подпадает под новые требования. Впрочем, по мнению представителей туристической сферы, проблемы могут возникнуть, в основном, у небольших турпредприятий. Крупные фирмы, как правило, пользуются услугами транспортных предприятий, чьи автобусы соответствуют необходимым стандартам. Автобусы же, производящиеся в настоящее время, необходимым нормам и стандартам соответствуют.
Наиболее желательным выходом из подобного положения специалисты видят выход из этого соглашения – тем более, что, по их мнению, никакой реальной выгоды оно не несет. «Я вообще не понимаю, зачем России нужно было подписывать это соглашение. Экономической эффективности РФ это не принесет, только убытки. Кроме того, по моему мнению, это принижает значимость отечественного Гостехосмотра, делает его в этих странах фактически недействительным», – считает Костантин Шаршаков. По его словам, если бы Россия не подписала это соглашение, то автомобили продолжали бы ездить, как и раньше, на основании предъявления документа об «отечественном» техосмотре.
Юлия Голубева,
Фонтанка.ру