К 8 годам общего режима приговорил суд Василеостровского района Олега Мальцева, признав его виновным в краже картин Репина, Крамского, Шишкина и Тропинина из здания Академии Художеств и других. Ущерб, нанесенный музею, оценивали в 1 миллион 105 тысяч долларов.
Как сообщает Агентство журналистских расследований, второй фигурант этого дела - Эдуард Хицуриани - оправдан судом по обвинению в краже картин в связи с непричастностью. Его уголовное преследование по обвинению в приобретении имущества, добытого преступным путем, было прекращено судом в связи с истечением срока давности.
Как установило следствие, в ночь с 4 на 5 декабря 1999 года Мальцев проник в здание Академии Художеств, перерезал провода сигнализации и проник в зал, где были вывешены картины - дипломные работы выпускников Академии художеств и классиков русской живописи Репина, Крамского, Шишкина и Тропинина. Среди 16-ти похищенных им картин оказались такие работы, как пейзаж Шишкина «Парк дачи Мордвинова», эскиз Репина «Ангел смерти истребляет первенцев фараона» и другие, а также факсимильное издание Архангельского Евангелия 1092-го года. Грубо вырезанные из рам картины вор сложил в сумку, после чего выбрался из здания по веревке через окно. Затем Мальцев сел в машину Хицуриани, который получил в качестве награды одну из картин.
После первого же осмотра помещения оперативники смогли получить представление о ночном грабителе. Перерезанные провода сигнализации, расположенные на достаточно большой высоте, наводили на мысль о немалом росте. А то, что он, сумел спуститься по веревке со 2-го этажа с увесистым рулоном из 16 картин, говорило о его недюжинной физической силе. Веревка оборвалась под его тяжестью, и оперативники предположили, что похититель мог получить травму. Следователям удалось найти свидетелей, которые видели в ночь кражи неподалеку от Академии рослого мужчину, который, как им показалось, был пьян, поскольку еле держался на ногах. По словам свидетелей, мужчину подобрала какая-то машина. Сразу же были сделаны композиционные портреты, как пассажира, так и водителя и разосланы всем постам ГБДД. Буквально через считанные дни сначала Хицуриани, а затем и Мальцев были задержаны.
Как выяснилось в последствии, перед кражей Мальцев несколько раз посещал библиотеку Академии Художеств по чужим документам, а заодно выяснял, как можно проникнуть в музей. Также было установлено, что у Мальцева не было четкого плана последующей реализации украденных полотен. Похищенным ценностям были нанесены серьезные повреждения: с картин местами осыпался красочный слой и грунт, утеряна пелена из вытканной крестами шелковистой ткани на Евангелии. По мнению экспертов, реставрационная работа предстоит большая, общий ущерб, нанесенный полотнам, по их оценке, равняется 509 тысячам рублей. Страховая оценка картин составляла 1 миллион 900 тысяч долларов.
СПРАВКА. В производстве судов Петербурга в настоящее время находятся два аналогичных дела. Городской суд Петербурга рассматривает уголовное дело о краже картины «Гитарист-бобыль» (31х22 см, написана в 1865 году) и эскиза к знаменитой «Тройке» (16х 21 см, написан в 1866 году) кисти русского художника Василия Перова - они были похищены в ночь на 6 апреля 2000 года из зала Русского музея. Страховая стоимость похищенного составила 1,2 млн. долларов.
В Октябрьском федеральном суде проходит слушание уголовного дела по факту кражи картины Айвазовского «Полное солнечное затмение в Феодосии в 1851 году» из здания Русского географического общества. Кстати, сама картина до сих пор не найдена.
Дмитрий Маракулин
Фонтанка.ру