Cегодня в Петербурге готовится к представлению общественности Инвестиционный кодекс, который отражает подходы современной экономики в этой сфере. О готовящемся документе корреспонденту «Фонтанки» рассказал председатель Комитета по законодательству городского парламента Игорь Михайлов.
Одним из приоритетов нового городского правительства провозглашено улучшение инвестиционного климата в Петербурге. Северная столица уже заявила о себе как город экономически привлекательный и стабильный. Однако препятствием на пути осуществления финансовых влияний в развитие бизнеса стали устаревшие подходы к ведению инвестиционной политики. Об этом всерьез задумались специалисты комитета по Законодательству городского парламента. В результате сегодня готовится к представлению общественности Инвестиционный кодекс, который отражает подходы современной экономики в этой сфере. О готовящемся документе корреспонденту «Фонтанки» рассказал председатель Комитета по законодательству городского парламента Игорь Михайлов.
-Чем было обусловлена необходимость создания этого документа?
- Существует определенное количество федеральных и городских законов, которые отражают политику государства и города в инвестиционной сфере. Например, из городских законов можно назвать «О государственной поддержке инвестиционной деятельности Петербурга», принятый в 1998 году, «Об инвестициях в недвижимость» от 1998 года, «О налоговых льготах» от 1995 года. Ясно, что на сегодняшний день подходы к инвестиционной политике, отраженные в этих нормативных актах, устарели. В связи с этим и родилась идея с помощью Ассоциацией совместных предприятий Санкт-Петербурга проанализировать ситуацию в сфере инвестиционной политики города и разработать соответствующую концепцию, которая и представлена в Кодексе. Судя по многочисленным оценкам, составлена она весьма квалифицированно.
- Что представляет собой Кодекс?
- Это рамочный документ. Он будет определять основные рамки и принципы отношения органов государственной власти Петербурга к инвестору, что, собственно, и является инвестиционной политикой. И затем, уже по отдельно взятым направлениям, можно будет разрабатывать законы, которые прописывали бы современные условия для различных областей экономики. Инвестиционный кодекс сам по себе – это одна большая рамка.
-Что конкретно не устраивает инвесторов и законодателей при ведении инвестиционной политики?
- Во-первых, сегодня, говоря об инвестициях, мы попадаем в парадоксальную ситуацию: само это понятие законодательно не определено ни в одном нормативном акте. Во-вторых, не прописано, какие типы инвестиционных соглашений имеет право подписывать губернатор и по какой процедуре. В каких случаях он должен приходить в Законодательное собрание, а в каких может действовать самостоятельно. Например, в свое время, когда надо было восстанавливать прорыв на Кировско-Выборгской ветке метро, губернатор пришел в Законодательное собрание с инициативой по согласованию крупных заимствований (в размере 38 миллионов долларов) для того, чтобы запустить щит «Виктория» под землю. При этом соглашения о налоговых льготах, которые по своим объемам за все годы составили не меньше этого кредита, он подписал самостоятельно, ни с кем не согласовывая
.
- Каким образом можно разрешить подобные ситуации?
- Для того, чтобы избежать подобных ситуаций в будущем, мы рассматриваем возможность появления на базе Инвестиционного кодекса некоего закона, касающегося полномочий губернатора в части предоставления налоговых льгот. В связи с этим развилась идея установить определенный годовой лимит средств, в пределах которого губернатор может самостоятельно устанавливать льготы тем или иным хозяйствующим субъектам, информируя при этом депутатов. Если он исчерпывает лимит, то вопрос уже подлежит обсуждению в ЗакСе. С одной стороны, мы не вмешиваемся и не ограничиваем губернатора, с другой стороны, мы остаемся в курсе предоставленных налоговых льгот инвесторам.
- От чего зависит улучшение инвестиционных условий?
- Специалисты считают необходимым отделять прямые инвестиции в виде вложений в различные области экономики от кредитования. Хотя формально любой кредит, любое вложение можно называть инвестициями. Но дело в том, что кредит берется, а затем возвращается. А инвестор приходит заработать деньги. Для этих людей мы и создаем такие условия, при которых им захочется прийти в город и вложить свои собственные средства. Для этого необходимо снять политические риски. Другими словами, какая бы у нас ни была власть или смена власти, экономически стабильную ситуацию надо сохранить.
- Как этот проект будет закреплен законодательно?
- Это и стало задачей Комитета по законодательству – одеть проект в нормативную одежду. На сегодняшний день он практически готов, но на данном этапе представляет собой черновой материал, и над ним продолжается работа. В Ассоциации совместных предприятий при поддержке крупных консалтинговых компаний в материал вносятся дополнения и изменения. В результате будет выработан базовый документ, который будет вынесен сначала на обсуждение общественности, а затем на рассмотрение Законодательного собрания. Этот документ должен стать чем-то вроде инвестиционной конституции и прослужить как можно дольше. В рамках этого документа уполномоченные лица смогут предлагать конкретные законы по конкретным сюжетам.
Беседовала Александра Медведева,
Фонтанка.ру