Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Власть Юридические коллизии и законодательные казусы в Земельном вопросе

Юридические коллизии и законодательные казусы в Земельном вопросе

343

Уставный суд закончил разбирательство по коллективному запросу депутатов Законодательного Собрания. Суд признал, что статья 27 Устава города, в которой ЗакС устанавливает коэффициент на земельный налог, не соответствует федеральному законодательству.

Вчера Уставный суд закончил разбирательство по коллективному запросу депутатов Законодательного Собрания. Больше месяца потребовалось для того, чтобы вынести решение и поддержать заявителей – Зою Заушникову, Владимира Еременко, Александра Морозова, Виктора Евтухова и Игоря Тимофеева. Эти представители законодательной власти посчитали, что одна из статей закона «О бюджете Санкт-Петербурга на 2003 год» не соответствует Уставу города - статья 27, в которой ЗакС устанавливает коэффициент на земельный налог.

По мнению заявителей, статья противоречит главному городскому закону в той его части, которая гарантирует соблюдение конституционных прав и свобод. В свою очередь Конституция гласит, что каждый обитатель одной шестой суши под названием Россия обязан платить законно установленные налоги и сборы. А эта статья, как считают законодатели, - незаконная, следовательно, платить какие-либо деньги государству, руководствуясь ею, не стоит. Попробуем объяснить, почему.

Некогда, в 1991 году, федеральные законодатели придумали закон «О плате за землю». В нем были определены средние ставки, по которым граждане будут платить за имеющиеся у них в собственности сотки и гектары. Петербугские же законотворцы, равняясь на эту среднюю цифру и исходя из разной земельной ценности в разных районах города, ввели дифференцированную ставку. Поскольку мы с вами живем в особых экономических условиях, а слова «инфляция», «девальвация» и «деноминация» давно стали нам как родные, ясно, что взимать даже два года подряд одинаковую сумму с одного клочка земли невозможно. Федералы стали ежегодно устанавливать коэффициент к ставке. Но почему-то не в отдельных законодательных актах, а в федеральном бюджете. Причем расчетный коэффициент года наступающего привязывали к коэффициенту года уходящего. Допустим, в год «X» «госнакрутка» равнялась двум, а в год «Y» - уже полутора от «X».

В 2002 году Законодательное Собрание Петербурга решило упростить процедуру расчетов. Так в законе «О бюджете на 2003 год» появилась 27-ая статья. В ней граждан обязывали уплатить государству деньги, исходя из расчетного коэффициента 8,64. Получился он путем перемножения всех накопившихся коэффициентов. По словам представителей комитета финансов, произошло элементарное упрощение схемы расчетов. Однако мнение заявителей совершенно иное.

А тем временем в городской суд посыпались исковые заявления от петербуржцев, которые, в свою очередь считали налоги, как было удобно им, то есть в меньшую сторону. Они называли коэффициент 8, 64 «обдираловкой» и, ссылаясь на законодательные несуразицы, считали себя жертвами необоснованных дискриминационных поборов.

Дело в том, что ежегодная норма бюджетного закона предписывала применять коэффициент к ставке, установленной в прошлом году. Налоговики исчисляли эту ставку уже упомянутым методом умножения годовых коэффициентов, адвокаты же доказывали, что закон о бюджете имел в виду дифференцированную ставку, которая с 1998 года не менялась.

Как это ни печально, никто – ни представитель Законодательного Собрания, ни представитель губернатора Санкт-Петербурга, ни представитель депутатской группы – не смогли объяснить высокому суду, зачем городскому ЗакСу было дублировать закон РФ, да еще так нелепо. Впрочем, это не единственный вопрос, пока оставшийся без ответа.

С учетом того, что финансовый год практически истек, решение, вынесенное Уставным судом, становится принципиальным для тех, у кого есть некоторое количество земли. И кто хотел бы за нее платить меньше, чем требуют налоговые службы. Ведь «Признание нормативного правового акта не соответствующим Уставу Санкт-Петербурга является основанием для отмены положений других актов, основанных на акте, признанном не соответствующим Уставу».

Обрадовать же собственников можно тем, что со следующего года все фискальные вопросы по земельным участкам наконец-то вычленят в отдельный питерский закон «О некоторых вопросах налогообложения», и путаницы со ставками и с коэффициентами, надеюсь, станет меньше.

Татьяна Овчарова,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях