Партийные списки прошедших в Государственную Думу еще не опубликованы, но уже известно, что один из петербургских парламентариев вскоре обменяет свой мандат депутата Законодательного собрания Петербурга на мандат представителя федерального органа законодательной власти. Это бывший ректор «Военмеха» Юрий Савельев, успешно перешедший год назад в сферу политики. В Государственную Думу он проходит вместе в дебютантом, набравшим почти 10 процентов голосов на нынешних выборах – блоком «Родина».
- Чем можно объяснить такой успех «Родины»? Еще три месяца назад никто не знал об этом блоке.
- На протяжении почти трех прошедших лет КПРФ и НПСР работали в регионах России. Смысл работы заключался в создании широкой народно-патриотической коалиции, которая бы совместно с КПРФ могла бы заявить о себе во время выборов в Государственную Думу и попытаться получить наибольшее число мандатов. Во всех регионах России создавались структуры народно-патриотического союза, которые работали совместно с региональными структурами КПРФ. Если на месте работало сильное отделение КПРФ, ему оказывалась поддержка, в том числе и финансовая, для развития более обширной и профессиональной деятельности. А в тех регионах, в которых наблюдалось слабое звено КПРФ, создавалась структура НПСР, подбирался человек из рядов военных или интеллигенции. И мы считали, что нам реально побороться за 230 мандатов в Государственной Думе и иметь контрольный пакет. Но правительство осознало, что это может случиться, и были предприняты все усилия для развала этого союза. Произошел официальный развод между КПРФ и НПСР. В итоге на выборы КПРФ пошла одна, резко ослабив свои позиции. Но остались созданные структуры НПСР, которые продолжали работать в регионах. Они собственно и послужили ядром блока «Родины», так что он не просто выскочил «как черт из табакерки» неизвестно откуда.
- На кого опирается блок «Родина»?
- Это люди, которые были объединены одной идеей – добиться через 10-15 лет достижения такого же благосостояния людей в России, как и в Европе. И, я думаю, что эта идея будет реализовываться, если Сергея Глазьева привлекут в качестве главы председателя Правительства РФ. То есть, основа нашего блока - не чиновники, которые составляют основу «Единой России». Это творческие люди, обеспокоенные судьбой развития страны, а не тем, чтобы приобщиться к денежному правительственному кошельку или бюджету России.
*- Как, по вашему мнению, скажется исчезновение демократических сил - СПС и «Яблока» из ГосДумы. *
- По поводу СПС никто слез не льет, кроме небольшой группы людей. Правильно сказали, что все, кто поддерживает СПС, те несколько миллионов людей их электората, уехали за границу. И мне кажется, что главный провал СПС и «Яблоко» потерпели в Москве и Петербурге. До конца теплилась надежда на то, что они наберут к 3,5 процентам недостающие 1,5. Но оказалось совсем не так: эти два города проголосовали за «Родину» (в Москве 15, а в Петербурге почти 14 процентов) и полтора процента к 7,5 блока «Родины».
- Нужна ли новая демократическая партия в России? Какой она может и должна быть?
- Было бы важно иметь партию наподобие партии Григория Явлинского, хотя мы понимаем, что «Яблоко» было поддержано Западом и США. Но это партия «обшарпанной» интеллигентности, которая всегда была в России и поддерживала само понятие интеллигенции. Это мне кажется очень важным, и я думаю, что такая партия будет. Только ее надо организационно структурировать и наметить конкретные программы. У Григория Явлинского кроме позиции партии ничего за душой не было. У него никогда не было ответа на вопрос, что он будет делать, если займет, например, пост премьер-министра или какой-либо другой. Это людей раздражало.
- Как вы думаете, почему больше трети избирателей страны проголосовали за партию «Единая Россия»?
- Думаю, что при голосовании за «Единую Россию» сработал менталитет «за руководителем». А рейтинг Владимира Путина достаточно велик. Большинство населения России аполитично, а образ президента достаточно понятен людям. Поэтому, когда «Единая Россия» сказала, что президент с ними, она набрала большинство. Однако отождествление президента с этой парией сыграло с Владимиром Путиным злую шутку: по сути результаты выборов показали, что рейтинг президента сегодня составляет 37 процентов. А в Петербурге вообще 30. При том, что здесь все ожидали не менее 50 процентов. Это грубейшая ошибка политтехнологов. Второе – для членов «Единой России» сейчас очень опасно автоматически поднимать руки и голосовать по каким-то приказам из Кремля. Потому что им сейчас надо думать о том, что с ними будет через 4 года.
- Как, по-вашему, будет развиваться политическая ситуация через 4 года?
- Значительно окрепнет избирательный блок «Родина», и представитель из этой лево-центристской среды сможет претендовать на пост президента России в 2008 году.
А сейчас создана структура, которая существовала в начале прошлого века: послушная Государственная Дума того периода и император. Дума принимает те законы, которые нужны главе страны, имитируя демократические тенденции в монархическом государстве. И я более чем уверен, что такая ситуация обернется кризисом, если президент не заявит четко и ясно свою позицию по отношению к вопросам приватизации страны. А если останется порочная модель либеральной экономики правительства Анатолия Чубайса, это не позволит Путину реализовать темпы прироста ВПП в 10 процентов в год.
- В законодательном собрании Петербурга вам удалось проработать ровно год. Как вы оцениваете и свою работу за это время?
- Это год был для меня очень интересен, и осталось очень хорошее впечатление о работе подавляющего большинства депутатов ЗакСа. Из того, что мне удалось сделать, –подготовка совместно с депутатами из нашей фракции КПРФ-НПСР ряда законопроектов. Например, о детях-инвалидах, детях, оставшихся без надзора родителей, о поддержке науки и образования в городе. Большинство из них были приняты. А что касается работы в округе – здесь, по моему мнению, работа депутата законодательного собрания напоминает работу священника. Потому что все, что мы можем сделать для жителей, - сострадать и обращаться к исполнительной власти с просьбой помочь. При этом половина прошений депутата удовлетворяется, а половина – нет. Надо вносить изменения в существующее законодательство, для того, чтобы игнорирование обращения депутата к исполнительной власти преследовалось по закону.
Беседовала
Александра Медведева,
Фонтанка.ру