Обозреватель «Фонтанки» Анатолий Гуницкий побеседовал с известным музыкантом Максимом Леонидовым, который рассказал о названии своего ансамбля, последнем альбоме, молодых группах и порассуждал о Юрие Шевчуке и Филиппе Киркорове...
Максим Леонидов еще минувшей весной записал альбом "Hipopotazm 2003". Пожалуй, это самый лучший диск у Макса. Группа, с которой он работает, называется "Hippoband", а заглавная песня - "Гиппопотам". Я не мог не спросить у Максима, чем же обусловлен, и почему же проявился теперь столь нешуточный интерес к гиппопотамьей тематике.
ЛЕОНИДОВ: - На самом-то деле здесь гиппопотам вообще ни при чем, это совершенно случайно произошло. Я как-то был в Нью-Йорке и в самом крупном музыкальном магазине на Манхэттэне купил три пластинки с записью настоящих африканских песнопений из племен, записанных прямо в лесах, в Африке. И мне это ужасно понравилось, но я не знал где это использовать. Наверное, ты обратил внимание, что песня "Гиппопотам" начинается с настоящего африканского речитатива. А уже вслед за этим я решил, что группа будет называться "Hippoband" – раз уж альбом называется "Hippopotazm 2003". Тем более что в этом есть что-то от хиппизма и от гиппопотама - в общем, мне такое название понравилось.
- Это временное название твоей команды? Раньше ведь было просто "Максим Леонидов и группа".
- На самом деле я давно хотел своей группе какое-то название дать, но ничего мне как-то на ум не приходило. Не знаю, если это название приживется - что время покажет - то мы его сохраним, пусть будет "Hippoband". Почему бы и нет?
- Название вполне пристойное. Но какой же это по счету у тебя альбом?
- Ну, если не считать альбомы выпущенные за границей, когда я жил в Израиле, то - "Командир", "Проплывая над городом", "Не дай ему уйти"... Еще можно считать "Давай, закурим" - это военные песни, а если не считать сборников, то шестой. Да, еще был сборник лучших песен. В общем, семь альбомов.
- А состав группы остался прежним?
- Состав группы уже не меняется на протяжении шести лет. Со мной играют: прежде всего, это Володя Густов - гитарист, аранжировщик и лидер этого инструментального коллектива; Женя Олешев играет на клавишных инструментах; Юрий Гурьев - бас-гитара и Юрий Сонин - ударные. Это основной костяк. Но иногда, на каких-то больших концертах, мы еще приглашаем дополнительно Мишу Жидких на саксофоне и Юриэля Гонзалеса на перкуссии.
- Максим, в твоем альбоме немало классных и запоминающихся песен, но я хотел бы выделить из общего ряда песню "Какая ты есть". Если ты помнишь, в июле прошлого года в питерском ДК Ленсовета проводился концерт, приуроченный кj дню смерти Владимира Высоцкого. Я этот концерт вел, а ты принимал в концерте участие и исполнял свои песни. И именно тогда ты, впервые для меня и для большинства зрителей, исполнил песню "Какая ты есть". На мой взгляд, ты тогда оказался пророком, потому что ты затронул в этой песне некий конфликт между Шевчуком и Киркоровым. И ты тогда как бы предугадал некоторые проблемы их взаимоотношений, проявившиеся в полной мере несколько позже. И тогда во время концерта я сказал, да и сейчас могу повторить, что я полностью на стороне Шевчука, но мне удивительно твое предвидение...
- Да на самом-то деле уже тогда этот конфликт назревал... Юрий Шевчук давно что-то такое... раскопал какую-то фонограмму Киркорова и уже на него наезжал. Я-то на самом деле ни на чьей стороне, мне этот конфликт кажется идиотским, как и любой такой конфликт, выдуманным и высосанным из пальца. Собственно, об этом и песня. Тут никакого предвидения и не было. Конфликт уже назревал. Просто после этой песни - естественно не благодаря ей, а сам по себе - конфликт получил какое-то развитие. На самом-то деле песня совершенно не про Киркорова и Шевчука, они там просто упомянуты как некие два полюса, которые не должны враждовать, как мне кажется.
- Максим, часто ли тебе приходится бывать на концертах других исполнителей? Что из того, что тебе приходилось в последнее время слышать, всерьез привлекло твое внимание? Что на твой взгляд происходит любопытного в отечественном роке?
- Есть несколько имен, которые мне всегда интересны, потому что это - личности, и личности талантливые. Безусловно, я к таким личностям отношу и Андрея Макаревича, и Бориса Гребенщикова, и Сашу Васильева. Вообще, то, что делает "Сплин", мне очень любопытно и нравится. Я могу, конечно, перечислить еще несколько фамилий...
- Но нельзя объять необъятное...
- Да, нельзя. Есть молодежь очень интересная. Я вот недавно, несколько месяцев назад, услышал в первый раз молодую группу "Пятница", и они меня совершенно поразили своим умением создать драйв и завод, и атмосферу, и какую-то харизматичность своей музыки. Это ребята из Харькова и они замечательные, и у них очень любопытные стихи, я вот так писать не умею. И уже никогда не научусь. И я чувствую, что уже появляется какая-то совсем другая рок-поэзия, не та, которой мы владеем. И мне это всегда очень любопытно и интересно. "Пятница" - это первое, что мне приходит на ум из такого самобытного и нового на нашей сцене.
- А что бы ты посоветовал тем молодым музыкантам, которые пытаются сейчас что-то сами сделать?
- Я думаю, что тут никаких советов быть не может. Потому что это путь, который должен сам каждый пройти. Тут ведь никакие советы взрослых товарищей не помогут - они, во-первых, не расцениваются всерьез, потому что у каждого свой путь , и он должен быть пройден от начала до конца теми, у кого хватит на это сил. И поэтому надо не отчаиваться, и идти вперед. Ну я могу много говорить всяких разных общих слов, но думаю, что настоящий талант он все равно и всегда будет идти вперед до конца.
Анатолий Гуницкий,
Фонтанка.ру