До 15 мая 2004 года должна быть закончена разработка концепции строительства "надземного экспресса" в Санкт-Петербурге. Такая дата обозначена в протоколе, подписанном сегодня губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко и президентом Total Transit Systems Bombardier transportation Патрисом Пелетье.
Проект так называемого «легкого метро» был предложен фирмой Bombardier transportation год назад. Аналога ему в России еще нет. Речь идет о проектировании и строительстве Южного полукольца надземной железной дороги по трассе проспект Ветеранов - Предпортовая - Дунайский проспект – Обухово. Трасса пересечет три линии метро и три железнодорожных ветки. По мнению специалистов, строительство «надземного экспресса» могло бы решить одну из главных проблем города – транспортную. Кроме того, экспресс «вдохнет жизнь» в те районы, где будут проложены железнодорожные ветки. К настоящему моменту выполнен уже большой объем работ: проведена инвентаризация земель вдоль трассы. Исследовательские работы были несколько замедлены из-за выборов. Иностранному партнеру Северной столицы было необходимо понять, с каким Правительством города придется работать.
Строить «надземку» предполагается на принципе частно-государственного партнерства, так как одному частному сектору такое масштабное строительство не потянуть. Стоимость реализации проекта – 527 миллионов долларов. Скорее всего, средства для строительства «легкого метро» будут изыскиваться за счет 25-летней концессии. По некоторым подсчетам, проект должен окупиться за 11-15 лет. «Линия жизни» – еще одно название экспресса - должна быть построена за 4 года.
Теперь за шесть месяцев исследования должны быть закончены. В мае следующего года губернатору Санкт-Петербурга будет представлено коммерческое предложение, в котором будут изложены все детали возможного строительства, а также график и источники финансирования. Тогда городское правительство либо начнет реализовывать проект на практике, либо обе стороны пожмут друг другу руки и разойдутся.
Стоить отметить, что «надземка», которую планируют построить в Петербурге, является «средним» по своей стоимости. Самое дорогое «легкое метро» - 2,2 миллиардов долларов США - было построено в Лондоне. Самое дешевое – 10 миллионов долларов – возвели в США. В целом, по сравнению с петербургским метро, 1 километр путей которого обходится в 80-85 миллионов долларов, такое же расстояние ветки «надземного экспресса» будет стоить 25 миллионов. Всего в мире компанией Bombardier transportation реализовано 7 подобных проектов.
Анастасия Митина,
Фонтанка.ру