Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Какой должна быть история?

Какой должна быть история?

266

В четверг разразился скандал вокруг учебника истории. Чиновники в области образования усмотрели в учебном пособии политически некорректные пассажи и решили, что нашим школьникам такой учебник не нужен. А что думают по поводу учебника истории петербургские специалисты в этой области знаний?

Напомним вкратце историю с попавшим в опалу учебником новейшей истории России истории и его автором - школьным учителем Игорем Долуцким. На днях эксперты неожиданно обнаружили в пособии Долуцкого – по которому, кстати, не первый год учатся многие школьники - пассажи, вызвавшие у них тревогу.

В частности, беспокойство вызвало одно из заданий учебника, в котором учащимся предлагается сопоставить два высказывания и определить, кто из авторов прав. Одно высказывание принадлежит общественному деятелю Юрию Буртину, считающему, что после избрания Путина на пост президента России в стране произошел государственный переворот, следствием которого является режим авторитарной диктатуры. Вторая цитата – слова лидера «Яблока» Григория Явлинского, который полагает, что уже в 2001 году в России оформилось «полицейское государство». Школьникам предлагалось либо опровергнуть, либо подтвердить эти точки зрения, подобрав достойные факты и аргументы. Видимо, ряд специалистов усмотрел в этом задании нечто политически некорректное.

Вопрос о написанном Долуцким учебнике «Отечественная история XX века для 10-11 классов» (тираж - 30 тыс. экземпляров) был поднят на коллегии Министерства образования. Собрали экспертный совет, чтобы рассмотреть целесообразность рекомендательного штампа на этом учебнике, и пришли к выводу, что подобной литературе не место в российских школах. Экспертная комиссия по истории приняла решение отозвать гриф. Это значит, что со следующего года учебник Долуцкого - одно из пособий по истории, рекомендованных в 2001 министерством для старших классов, – может выйти из школьного обращения.

Как рассказали корреспонденту «Фонтанки» в Комитете по образованию городской администрации, в нынешнем 2003-2004 учебном году учебника Игоря Долуцкого по новейшей истории России в списках рекомендованных пособий нет. Однако в прошлом году он был рекомендован среди ряда учебных пособий для изучения отечественной истории в старших классах и, наверное, использовался в некоторых питерских школах.

Косвенно ситуацию с учебниками истории прокомментировал и сам президент Владимир Путин: по данным СМИ, в четверг, во время встречи с учеными-историками, он заявил, что «современные учебники для школ и вузов не должны становиться площадкой для новой политической и идеологической борьбы». Президент отметил, что появление многообразной литературы и уход от однопартийности и моноидеологического освещения истории страны – это неплохо, однако нельзя допустить и впадания в другую крайность».

Между тем, некоторые расценивают скандал вокруг учебника истории как признак возвращения именно к старой «советской» схеме преподавания, когда не допускалось наличие нескольких пособий по одному предмету.

Кстати, по мнению некоторых специалистов, учебник Долуцкого – пособие весьма новаторское для своего времени, у него много положительных качеств. Преподаватели ряда школ отзываются о нем положительно и считают издание «неординарным».

Каким же должен быть учебник истории в современной российской школе? Этот вопрос корреспондент «Фонтанки» задал специалистам в области истории и образования.

*Петр Баранов, заведующий кабинетом истории и обществоведения Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования: *

- Современный учебник по новейшей отечественной истории должен предлагать палитру разных трактовок, оценок происходивших событий. Потому что, исходя из особенностей исторического содержания 20-го века, в нынешней ситуациия объективности достичь трудно.

Второе: учебник должен быть написан в диалоговом ключе. Учащиеся еще в предыдущие годы устали от нормативных текстов с предписаниями, они должны иметь возможность порассуждать о событиях прошлого. Кроме того, учебник по истории должен знакомить учащихся с методами исторической науки, объяснять – как и откуда ученые узнали те или иные факты. Описания событий минувших эпох должны быть яркими, образными, характерными.

По моему мнению, учебники по истории ХХ века написаны в несколько газетном стиле, совершенно не влияют на человеческие эмоции. Поэтому история ХХ века, к сожалению, проигрывает в этом плане остальным эпохам. Также учебник должен быть разноуровненевым. Не все старшеклассники собираются в дальнейшем углубленно заниматься историей, поэтому в 10-11 классе можно говорить о дифференциации. Скажем, одним цветом обозначать в учебнике задания, которые рекомендовано выполнять всем без исключения учащимся, а другим цветом – задания для тех, кто занимается историей углубленно.

Кроме того, должны быть определенные требования и к педагогическому аппарату: преподаватели должны включать в программу знакомство с содержанием каких-то исторических документов, свидетельств. У учащихся должен быть прямой контакт с историческими документами, с их содержанием, чтобы они имели возможность самостоятельно анализировать их и создавать свой образ истории, а не шли только по пути интерпретации.

Лев Лурье, историк, публицист:

Учебников должно быть много. С моей точки зрения, идея, когда в учебнике приводятся разные мнения и ученики должны над ними подумать, не нужна сильным учителям истории - они сами смогут объяснить ученикам и приведут разные точки зрения. С другой стороны, в каких-нибудь сельских или микрорайонных школах учителя могут не иметь такой высокой квалификации. Насколько я понял, в учебнике Долуцкого отражаются разные точки зрения на события 90-х годов. Человек должен уметь выбрать свою точку зрения и уметь ее отстаивать.

Лично я, преподавая в школах, учебником Долуцкого не пользовался, но в его содержании не вижу ничего экстраординарного и ничего ужасного . В школе обязательной является программа: то есть любой ученик должен знать, что в таком-то году президентом стал Путин. А хорошо это или плохо – это можно обсуждать с учителями. Кроме того, учитель волен употреблять на уроках любой дополнительный материал, который сочтет нужным.

Ольга Белова,

Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях