Последний рывок сделал в пятницу щит «Виктория», прорубивший тоннель между станциями метро «Лесная» - «Площадь Мужества». Восемь лет петербуржцы, в особенности жители злополучной Гражданки, ждали этого момента.
Восторг, слезы, смех, нескрываемая радость... Эти эмоции, столь редко проявляемые на публике должностными лицами, сегодня нашли выход - под землей. За проявлениями чувств наблюдали все свидетели последних рывков щита «Виктория», прорубившего тоннель между станциями метро «Лесная» и «Площадь Мужества».
Восемь лет петербуржцы, в особенности жители злополучной Гражданки, ждали этого момента. Ждали работники "Метростроя", ждал бывший губернатор Владимир Яковлев и нынешний – Валентина Матвиенко.
Посмотреть на последние моменты работы под землю спустилось более ста человек – работники метростроя, глава Госстроя России Николай Кошман, губернатор Петербурга Валентина Матвиенко и главные «летописцы» трагедии петербургской подземки – журналисты. В тоннеле буквально образовалась пробка, а люди все прибывали и прибывали. Кто спускался по лестнице, кто – на лифте. Лифт этот опускается вниз за 8 минут, а войти в него может только 5 человек. Так что церемония поздравления и награждения победителей затянулась. Но это никого не расстроило.
Правда, к тому моменту, когда в шахту, наконец, спустилась губернатор города Валентина Матвиенко, некоторые там находились уже более двух часов. Но именно ее слова отразили общее настроение присутствующих: «В городе настоящий праздник. Наш «Метрострой» – лучший в России». Губернатор смеялась сама, улыбались и ее подчиненные. К одному из них Матвиенко публично обратилась с предложением съесть лимон - а то его сияющая улыбка целый день не сходит с лица. Но это, очевидно, губернатор пошутила.
На самом деле щит "Виктория" прошел последние метры второго тоннеля в зоне т.н. "Размыва" еще в четверг. И уже в четверг появились первые слезы радости на глазах у генерального директора ОАО «Метрострой» Вадима Александрова. На данном же этапе работ строителям осталось поставить в тоннеле 3 кольца, то есть укрепить еще примерно 7 метров. Это будет завершено к вечеру пятницы.
Вадим Александров сообщил, что с поздравлениями позвонил вице-премьер России Владимир Яковлев. А Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу наградил знаком "Почетный строитель" Олега Арефьева, начальника дирекции "Петербургского метрополитена", Андрея Морозова, представителя СМУ-11 "Метрострой" и Владимира Харенкова, заместителя генерального директора АО "Метрострой". Пять человек были награждены почетными грамотами. Грамоты также получили представители иностранных фирм, оказавших содействие строительству. Кстати, щит "Виктория", присланный нам итальянской фирмой "Импреджилло", останется в собственности "Метростроя".
Валентина Матвиенко пообещала работникам "Метростроя", что они не останутся без работы, так как в ближайшее время начнется интенсивное строительство станции "Комендантский проспект". Петербуржцам же губернатор объявила, что долгожданное движение поездов между станциями метро «Площадь Мужества» и «Лесная» будет восстановлено 30 июня. По словам Матвиенко, метростроевцы могут совершить еще один подвиг - если этот срок сдвинется на месяц раньше.
Напомним, что движение на аварийном участке между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» было прервано в декабре 1995 г. в результате прорыва мощного водопесчаного потока в действующий тоннель. Кроме того, сказались пагубные последствия давней проектной ошибки 1975 г. — строительства тоннелей в два яруса один над другим. Под воздействием проходящих поездов верхний тоннель начал проседать и сближаться с нижним, что и привело к катастрофе. Как потом выяснилось, проблема была известна – еще в период строительства тоннель замораживали жидким азотом.
Завершить ремонтные работы сначала планировалось в начале 1996 года, затем - в мае 2000 года, потом к концу 2003 года. «Программа развития метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта Петербурга до 2015 года» запуск ветки «Лесная» – «Площадь Мужества» устанавливала срок – до 2005 года. Сегодня же было объявлено, что движение будет осуществляться с 30 июня 2004 года. А 27 мая уже начнутся первые рейсы поездов.
Александра Медведева,
Фото: Илья Снопченко,
Фонтанка.ру