Во вторник, 25 ноября в городах России проводится акция протестапротив ввоза в Россию отработавшего ядерного топлива.
Для Петербурга, по мнению "зеленых" активистов, этот вопрос чрезвычайно актуален, так как "с помощью" своего Морского порта северная столица может стать своеобразными воротами, через которые отходы будут попадать в Россию.
Нынешняя акция протеста – пожалуй, самая массовая из подобных мероприятий последних лет – проходит более, чем в 20 городах России, среди которых Москва, Петербург, Казань, Воронеж, Калининград, Новгород, Рязань, Красноярск и др. Экологические организации решили напомнить (а кому-то и впервые рассказать) о тех депутатах, которые голосовали за ввоз в Россию ядерных отходов. Также «зеленые» призывают бойкотировать этих народных избранников на грядущих думских выборах.
Предпосылка и предыстория вопроса такова: в 2001-м году Государственная Дума приняла изменения в Закон об охране окружающей среды, которые фактически разрешили ввозить в Россию на хранение отработавшее ядерное топлива из-за рубежа. По словам руководителя программы «ЭКОМ» Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей Александра Карпова, за это российские власти планировали получить – видимо, от стран-«экспортеров» отходов – примерно 20 миллиардов долларов в течение 10 лет. Однако, по данным Александра Карпова, вскоре после принятия и подписания соответствующего закона выяснилось, что суммы за данные «услуги» Россия может получить гораздо меньшие.
По данным, приведенным экологическими организациями, согласно соцопросам, проведенным центром РОМИР, большинство граждан России -–93% - высказались против этого проекта. Несмотря на мнение людей, 243 народных избранника проголосовали «за».
В течение этих двух лет ядерные отходы в нашу страну продолжали поступать: в частности, по словам Александра Карпова, «поступления» шли с Украины, Болгарии, рассматривается договор со Словенией. Например, по данным экологических организаций, в из Болгарии в Россию ввезено 3 состава с отходами объемом 120 тонн. Причем суммы, выручаемые за это, гораздо меньше, чем планировали чиновники: по данным организаторов акции, украинская сторона платит примерно 300 долларов США за килограмм вывезенных от нее ядерных отходов, Болгария – примерно 600 долларов. В то время как, по подсчетам специалистов, только для рентабельности подобного «бизнеса» данная сумма должна составлять не меньше 1000 долларов, а для некой прибыльности – 1200 долларов.
Для Петербурга проблема ввоза ядерных отходов, по словам организаторов акции, особенно актуальна: как выяснилось, в октябре 2003 был подписан документ, согласно которому Петербургский Морской порт наряду с другими может принимать на заход и выход суда, везущие отработанные ядерные отходы. Таким образом, Питер может стать одним из путей, по которому ОЯТ будет поступать в Россию. Кстати, также открытыми для ядерных отходов стали два порта Ленобласти: Высоцк и Усть-Луга. Учитывая потенциальную опасность такого «импорта», миссия северной столице выпадает не слишком почетная...
В Петербурге акция должна была начаться в полдень на перекрестке Невского и Малой Конюшенной. Однако в назначенный час на указанном пятачке толпилось только полтора десятка молодых людей студенческого вида. Как выяснилось, это были участники акции, которые поджидали запаздывающую машину с «агитационным материалом» - бочками, на которых наклеены портреты «ядерных» депутатов. Активистов было примерно полтора десятка человек: в ожидании бочек с депутатами они покуривали, пританцовывали от холода, фотографировались на фоне достопримечательностей. За готовящимся пикетом с интересом наблюдали сотрудники милиции, призванные обеспечивать правопорядок во время проведения акции. Один из них, сдвинув очки на нос, внимательно читал пресс-релиз, заготовленный организаторами.
Наконец машина подъехала. После непродолжительного спора со стражами дорожного порядка по поводу парковки автотранспорта активисты принялись выгружать вожделенные бочки и выстраивать их рядком. Тем временем рядом растянули транспарант с надписью «Нет ввозу ядерных отходов!»: на полотнище был изображен паровозик с «реактивными» эмблемами, направляющийся из края могил и мертвых деревьев в сторону зеленых растений и ярких цветов.
Возле бочек и плаката стали останавливаться люди. Одни думали, что снимается кино, другие – что идет очередная предвыборная агитация, третьи. «Надо же – депутатов на бочках нарисовали! Это какой-то черный пиар!» - возмутилась какая-то пробегавшая мимо женщина.
На бочках красовались портреты восьми депутатов по Санкт-Петербургу и Ленобласти – тех, кто, по данным экологических организаций, в 2001-м проголосовал «за» ввоз в Россию отработанных ядерных отходов. Среди них оказались: по одномандатным округам – Николай Ботка (Кингисеппский округ), Валентина Иванова (Западный округ). По спискам партий: Жорес Алферов (КПРФ), Виктор Плескачевский («Единство»), Владислав Резник («Единство»), Святослав Сокол (КПРФ), Виталий Южилин (Аграрная группа), Владимир Юдин («Отечество- вся Россия»).
Ольга Белова,
Фонтанка.ру