Пожалуй, даже во время предыдущих выступлений «ДДТ» в СКК так много публики, как 22 ноября, не было. Постоянный обозреватель "Фонтанки" Анатолий Гуницкий побывал на этом концерте, и теперь у всех, кто там не был, есть шанс понять, что же они опять пропустили.
Праздников в жизни нашей не так уж много. Календарные в данном случае не совсем в счет. Конечно, Новый Год или 8 марта – это здорово, но все-таки это праздники запланированные, ожидаемые. Да и к тому же они, помимо своей естественной праздничности, интересны большинству из нас наличием выходных дней. Ничего удивительного и постыдного в этом, разумеется, нет. Но запросто можно вспомнить и о другого рода праздниках, связанных, например, с искусством. Концерты, спектакли, фестивали. В связи с ними мы обычно также заранее планируем ожидаемое удовольствие, однако это как бы планирование совсем другого рода - и потом все равно ведь до конца никогда неизвестно, что же мы увидим или услышим.
О концерте группы «ДДТ» c названием «Эй, Ленинград, Петроград, Петроградище» было известно задолго до 22 ноября. В Москве он уже прошел с большим успехом, и Питеру только оставалось дождаться, когда Юрий Шевчук и его замечательная команда появятся на сцене СКК. На невских берегах «ДДТ» не выступает часто: как правило, это происходит два-три раза в год, не более. Однако если в прежние годы вместительная арена СКК была привычным пространством для любителей рок-музыки, то теперь роковые ритмы вибрируют здесь не так уж регулярно, можно практически сходу, навскидку, вспомнить о наиболее ярких рок-праздниках последних лет – это выступления английской супергруппы Depeche Mode, концерт, посвященный 40-летию Виктора Цоя в июне 2002 года, и, пожалуй, все. Раньше в СКК рок-концерты проходили чаще. Ну а «ДДТ» cвою предыдущую программу «Мир номер Ноль» показали здесь несколько лет назад.
Вряд ли нужно объяснять, что собрать публику в СКК – совсем непросто. И хотя многие считают, что группа «ДДТ» уже пережила свой звездный час, но концерт, прошедший в минувшую субботу, вполне убедительно продемонстрировал, что это пустые слова. Хотя и обе части последнего «дэдэтэшного» альбома «Единочество» доказали – с «ДДТ» все в полном порядке. Да, новых песен в концерте прозвучало не слишком много, и в отличие от прежних программ не было показано единое концептуальное действо. Изменился и состав, в «ДДТ» уже года полтора не играет гитарист Вадим Курылев, однако новый лидер-гитарист Алексей Федичев вписался в группу весьма убедительно. Появились и бэк-вокалистки из женского ансамбля «Радуйся». Но самое главное, что Юрий Шевчук по-прежнему остается одним из безусловных лидеров отечественной рок-музыки и, несмотря ни на что, полон сил и созидательной творческой энергии. Чтобы не говорили скептики, критики и критиканчики.
Вроде бы все, что делает Юрий, давно известно – и вокальная манера, и сценический образ, и даже его реакции во время концерта на происходящее в зале. Тем не менее, буквально с первых минут выступления многотысячный зал был захвачен и заворожен удивительно светлым настроением и благотворной энергией, их невозможно было не почувствовать. Нельзя не отметить великолепную светорежиссуру, неожиданные аранжировки (даже старых и давно известных песен), проникновенное чтением Шевчуком своих стихов, эмоциональное нарастание действия и до мельчайших нюансов продуманную драматургию представления.
В мощный рок-н-ролльный драйв этого спектакля искусно были вплетены и джазовые эпизоды, когда солировали знаменитый мэтр саксофона «Дядя Миша» Чернов и трубач Иван Васильев. Во время исполнения песни «Попса» к «ДДТ» присоединились Александр Чернецкий и другие вокалисты, вместе с которыми Шевчук и записывал этот «антипопсовый» номер. Известно, что в канун трехсотлетия Санкт-Петербурга Юрий намеревался организовать и провести рок-фестиваль, однако городские власти добро на это не дали и предпочли потратить деньги на несколько «другие» развлечения. В контексте этих околопраздничных тусовок прозвучала новая песня «После праздника», во время которой на сцене СКК, рядом с музыкантами, появились танцовщицы из Мюзик-Холла. И звучали горькие слова Шевчука о том, что пышный праздник и его помпезное проведение, рассчитанное, в первую очередь, на высоких международных гостей, не сделали жизнь горожан, в частности, стариков, лучше. Что ж, Юрий Юлианович всегда – еще в уфимский период и в дальнейшем – был сориентирован на социальную проблематику, и пусть она не является доминирующей в его творчестве, но все равно, в той или иной мере, будет звучать в его песнях.
Невозможно рассказать обо всех впечатляющих деталях и нюансах этого первоклассного концерта. Пожалуй, даже во время предыдущих выступлений «ДДТ» в СКК так много публики еще никогда не собиралось. Понятно, что песни Шевчука давно уже являются по-настоящему народным достоянием, однако я даже, пожалуй, и не предполагал, что большую их часть люди знают наизусть, зал постоянно пел вместе со своим любимым артистом. Это особенно ярко проявилось в финальной части представления, когда были исполнены «Последняя осень» (кстати ,в новой аранжировке!), «Актриса Весна», «Родина», «Ленинград», и на коду, после многократного и непрекращающегося бисирования, «Это Все».
Так что деятельность «ДДТ» с успехом продолжается, и Шевчук намерен уже весной следующего года показать в том же СКК новую программу. Поскорее бы произошел этот праздник настоящего, емкого, глубокого и выстраданного «дэдэтэшного» рок-н- ролла, без которого уже невозможно представить современную российскую культуру!
Анатолий Гуницкий,
Фонтанка.ру