Новый губернатор Петербурга недовольна наружной рекламой в городе. С ситуацией поручено разобраться главному художнику города Ивану Уралову. Между тем некоторые представители рекламной сферы видят в создавшейся ситуации возможные предпосылки нового передела на рынке наружной рекламы Петербурга.
Свое недовольство ситуацией с размещением рекламы в городе Валентина Матвиенко высказала на выездном заседании правительства в городском комитете по градостроительству и архитектуре. Сказав, что ей тошно смотреть, во что превратился город – видимо, обезображенный обилием рекламных щитов – губернатор поручила главному художнику Петербурга Ивану Уралову к началу декабря разработать предложения по кардинальному изменению ситуации с размещением рекламы в северной столице.
Судя по всему, ограничение размещения носителей наружной рекламы в первую очередь коснется центральной исторической части города, а также зон общественно-значимых объектов – памятников архитектуры, истории, культуры искусства, объектов образования, воспитания, здравоохранения, культуры, религии. Список таких объектов может получиться весьма внушительным, следовательно, и ограничения коснутся большого количества рекламоносителей.
Как рассказал в среду, на заседании Городского Штаба по благоустройству Иван Уралов, при приведении в порядок исторической части города, видимо, будут изучены договора на размещение наружной рекламы на улицах городского центра: исходя из условий и сроков этих документов, видимо, и будет приниматься решение о «судьбе» каждого конкретного рекламоносителя. В зависимости от решения объект будет демонтирован, перенесен (возможно, на прилегающие улицы), заменен на другие носители или оставлен нетронутым.
В целом документацию, регламентирующую деятельность в части этических и эстетических требований к оборудованию городской среды исторической части города, должна подготовить специальная рабочая группа, которая уже создана, но работу свою пока не начала. В настоящее время, по словам главного городского художника, идет тщательная подготовка к разработке этой документации: проводятся ежедневные объезды города, фотографируются те рекламные объекты, которые, по мнению специалистов, негативно влияют на виды Петербурга. Планируется, что в январе подготовленный документ будет вынесен на обсуждение городского ЗакСа.
В общем, пока говорить о каких-то конкретных изменениях в сфере размещения «наружки» рано. Но можно предположить, что из центральной части города уберут часть рекламоносителей: прежде всего масштабные щиты и перетяжки. Возможно, часть горожан, ратующая за чистоту Петербурга как города-музея, будет этим очень довольна. Между тем ряд специалистов городского рекламного рынка пребывают в недоумении: по их мнению, рынок наружной рекламы в Питере до сих пор считался весьма цивилизованным и грамотным, организованным более разумно, нежели в Москве или иных крупных городах.
На сегодняшний в Петербурге насчитывается примерно 21,1 тыс. рекламоносителей. В прошлом году, по данным ГУП «Городской центр размещения рекламы и информации», оборот рекламного рынка в Санкт-Петербурге составил около 40 млн долл.
Не следует забывать и то, что доход от наружной рекламы идет в городской бюджет. По данным ГУП «Городской центр размещения рекламы», в прошлом году в казну северной столицы от этого вида деятельности поступило 352 миллиона рублей. Кстати, на упомянутом заседании главный архитектор города Олег Харченко, посетовав на то, что в течение трех лет на Невском с трудом снимали рекламные перетяжки, сообщил губернатору, что нынешняя ситуация с рекламой сложилась так потому, что город заинтересован в пополнении бюджета. Валентина Матвиенко, которая активно выступает за пополнение городского бюджета, в итоге предложила найти разумный компромисс между доходами от рекламы и сохранением достойного вида города.
Возможно ли найти четкий компромисс, при котором и улицы очистятся от рекламы, и бюджет будет исправно пополняться, сказать трудно. Если попросту убрать с улиц часть перетяжек и щитов – то есть сократить количество мест размещения рекламы – то, скорее всего, возрастет цена на остальные рекламные места, но городской бюджет рискует недополучить денег от «наружки». Кроме того, могут пострадать фирмы – лидеры по размещению наружной рекламы - в первую очередь, рекламных «перетяжек». Однако если цены на размещение наружной рекламы сильно возрастут, то ряду рекламодателей такие затраты будут просто не по карману и покупать «наружку» в Питере станет некому. Таким образом, может открыться дорога на рынок наружной рекламы северной столицы для московских фирм, а петербургские останутся не у дел.
Небольшая справка о примерной стоимости размещения носителей наружной рекламы (в месяц, в местах высшей категории): «перетяжка» в центральной части города - около 2 тысяч долларов, щит 5 на 12 метров – от 3,5 до 4,5 тысяч долларов, «билл-борд» размером 3 на 6 метров – 700-800 долларов в месяц.
Представители ряда фирм, занимающихся размещением перетяжек и щитов, пока ситуацию комментировать отказались, ожидая каких-то конкретных шагов и решений городской администрации.
Воздержался от комментариев и директор ГУП «Городского центра размещения рекламы» Андрей Шмаков. Между тем просачиваются слухи о том, что в скором времени Шмакова могут снять с этого ответственного поста, на котором он пребывает с 1993 года. Согласно тем же слухам, называется и кандидатура возможного «преемника» Андрея Шмакова – известного питерского промоутера, руководителя компании «Планета Плюс» Евгения Финкельштейна. Сам Евгений Финкельштейн в телефонной беседе с корреспондентом «Фонтанки» сообщил, что никаких конкретных предложений на данную тему ему пока не поступало.
По мнению некоторых представителей рекламной сферы, снятие Шмакова может означать то, что рынок рекламы в городе фактически начнут делить заново – и не в пользу питерских участников.
А вот читатели "Фонтанки" к уличной рекламе в Петербурге относятся в большинстве своем отрицательно. По крайней мере, такой вывод можно сделать по итогам последнего опроса.
В той или иной степени рекламные стенды, растяжки, плакаты и т.п. раздражают почти 74% принявших участие в опросе. Прежде всего горожане заботятся об историческом облике города и считают, что реклама портит его – 28% опрошенных "Фонтанки", аргументируя свою позицию, указали именно на этот вариант ответа. 18% считают, что на рекламном рынке у нас царит "разброд и шатание" – питерская реклама раздражает их стихийностью и неупорядоченностью.
Еще 17% также не в восторге от рекламного рынка, но уже потому, что количество уличной рекламы не соответствует ее качеству. Автомобилистов Петербурга (таковых на наш вопрос ответили 27 человек) реклама раздражает лишь по одной причине – отвлекает от дорожного движения. Может, поэтому в Петербурге так часты дорожные аварии? Мужчины засматриваются на красоток с рекламных плакатов, барышни пытаются разглядеть, что же прикрывает обнаженный мужчина флакончиком туалетной воды "Лакост", - вот и столкновение... Но, вообще, в жизни есть вещи и посерьезнее, считает наш читатель Максим Г., который на все наши вопросы отвечает, что секс его интересует больше.
Наталья Краснова, Светлана Тихомирова,
Фонтанка.ру