Вот уже почти год в Петербурге действует Единая служба спасения "01". Это значит, что по телефону, который у всех нас ассоциируется с пожарными, можно поведать о любых проблемах чрезвычайного характера – пожаре, дорожной аварии, криминальном происшествии, обострении болезни, прорыве трубы.
Однако все же лучше, если помощи милиции, медиков и газовщиков, а также коммунальщиков петербуржцы будут просить по другим, привычным с детства телефонам – "02", "03", "04" и т.д. Донести эту мысль до народа были призваны журналисты, побывавшие сегодня на встрече с создателями ЕСС – представителями Управления государственной противопожарной службы Санкт-Петербурга и Ленинградской области и Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Санкт-Петербурга. По крайней мере, такое впечатление сложилось у самих журналистов.
Идея создания Единой службы спасения на базе противопожарной службы родилась в Министерстве по чрезвычайным ситуациям. По приказу министра Сергея Шойгу телефон спасения "01" должен был заработать во всех регионах России с 1 ноября. Однако в Петербурге министерская идея воплотилась раньше. На пульт "01" заявки о любых происшествиях и авариях принимаются уже с 1 января. Операционный зал для приема заявок оснащен современной техникой – цифровой телефонной станцией "Coral 3». Новая АТС обеспечивает прием заявок сразу по 60 линиям и позволяет опеределить номер телефона звонившего, а при подключении к базе ПТС и его адрес. В зале работают 8 диспетчеров.
Новшества в работе показали, что нагрузка диспетчеров по приему "ЧС"-заявок, не связанных с пожарами, возросла на 30%, поэтому был открыт еще один операционный зал по отработке сообщений. Все это журналисты сегодня смогли увидеть своими глазами.
Если не вдаваться в подробности, то схема работы ЕСС не так уж сложна. Поступивший экстренный вызов регистрируется оператором, который, обработав информацию, направляет по вызову нужные силы и средства. Пожарные выезжают не только на пожары, но и на взрывы (и ситуации, связанные с угрозой взрыва), ДТП (для обработки проезжей части от разлитого топлива и извлечения пострадавших или погибших), чрезвычайные ситуации на коммунальных и энергетических сетях, на воздушном и железнодорожном транспорте. А также... открывают захлопнувшиеся двери, снимают с деревьев кошек и т.д.
По словам и.о. начальника УГПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области Леонида Беляева, из все принятых за 10 месяцев звонков (а это 4285 заявок) сами пожарные оперативно среагировали на 3236 обращений, причем 2761 заявка касалась не пожаров, а аварий и несчастных случаев (1139 раз огнеборцы открывали захлопнувшиеся двери, 277 раз устраняли результаты ДТП, 47 раз выезжали на ЧП на теплоцентралях и котельных, 35 раз – в связи с ликвидацией последствий разгерметизации железнодорожных цистерн с опасными веществами).
В общем, сотрудники ЕСС могут все или почти все. К "почти" относятся случаи, требующие помощи медиков и сотрудников милиции, а также коммунальные невзгоды. Специалисты ЕСС не призваны устранять протечки, ловить грабителей и оказывать медпомощь. В этих случаях от вас примут информацию и передадут, куда следует. И, по словам Леонида Беляева, обязательно проконтролируют исполнение заявки. Но, опять же, по словам Беляева, если есть возможность напрямую связаться с соответствующими службами, лучше сообщать о проблемах им. Диспетчеры "01" в силу своей профессиональной подготовки не обладают знаниями о том, какие специфические сведения нужно "снять" с пострадавшего от рук грабителей или больного с сердечным приступом.
Последним обстоятельством очень недовольны и медики, которым не нравится подобное непрофессиональное вмешательство в их работу. Мало ли что может произойти с больным, пока передается заявка, хотя, по заверениям руководства УГПС и ГУ ГО ЧС, на это требуется совсем немного времени.
С 1 ноября по "01" принято более 100 заявок по линии милиции и более 270 – по линии медиков и других служб. 48 раз (в основном в выходные) по "01" требовали инспекторов ГИБДД – для оформления ДТП. Представители противопожарной службы и управления по делам гражданской обороны надеются, что со временем все недоразумения будут устранены. Люди поймут, что "главная цель создания единой службы спасения – оперативное координирование работы всех спасательных служб" и будут звонить, куда следует. Хотя по телефону "01" их никогда не оставят без помощи.
Только не удивляйтесь, что, позвонив по "01" вы услышите не "служба спасения слушает вас", а всего лишь "пожарная охрана". А в случае шквала звонков наберитесь терпения, потому что ваш звонок "будет отработан первым же освободившимся оператором". Ну, а если стоять в очереди некогда, попробуйте позвонить по другим телефонам.
А напоследок – специально для жителей Ленинградской области. Сегодня единая служба спасения действует и в области, так как УГПС обслуживает оба субъекта федерации. Что будет потом, когда воплотится идея о создании двух отдельных противопожарных служб, пока неизвестно. Тем не менее, главный пожарный Петербурга и области Леонид Беляев заверил, что существующая ныне ЕСС будт обслуживать и город, и область столько, сколько нужно.
Светлана Тихомирова,
Фонтанка.Ру