В Петербурге проживает 18 тысяч чеченцев. Существует ли у нас в городе «чеченский вопрос», насколько велик криминальный уровень в чеченской диаспоре, стоит ли опасаться в Петербурге второго «Норд-Оста». Убедительные ответы на эти и многие другие вопросы, касающиеся чеченской диаспоры в Петербурге, можно было получить в минувшую пятницу в Санкт-Петербургском государственном университете, где прошло очередное заседание клуба конфликтологов. Центральным на этом заседании было выступление одного из признанных лидеров чеченской общины Петербурга, глава межрегионального общественно-политического движения «Новое время» Руслан Хамидович Магомадов. Некоторые тезисы из его выступления, как нам представляется, будут интересны широкому кругу читателей.
Сколько?
Чеченская диаспора Санкт-Петербурга насчитывает 18 тысяч человек. Из них постоянно прописано – 5975 человек. Это далеко не самая крупная этническая диаспора в нашем городе. Для сравнения: в Санкт-Петербурге официально зарегистрировано 372 тысячи татар, 167 тысяч азербайджанцев, в объединенную дагестанскую общину входит порядка 40 тысяч человек.
Кто руководит?
В Санкт-Петербурге сегодня работают две крупныt общественно-политическиt организациb чеченцев -– Всемирный конгресс чеченского народа (лидер - Саид Дени Тэпс) и межрегиональное общественно-политическое движение «Новое время». По словам Магомадова, деятельность чеченской диаспоры неразрывна с той обстановкой, которая складывается на территории Чеченской республики. В первую очередь это профилактика правонарушений, оказание помощи своим землякам, в частности, работа с беженцами, организация и проведение национально-культурных мероприятий.
Ждать ли в Питере терактов?
Лидеры диаспоры уделяют вопросам профилактики возможных экстремистских проявлений очень большое внимание. Она ведется на самом серьезном уровне, причем ведется в тесном взаимодействии с администрацией города, силовыми органами, общественными и политическими движениями. Лидеры диаспоры считают, что это и их немалая заслуга в том, что на протяжении последних десяти лет в Петербурге сумели не допустить дестабилизации обстановки на этнической основе. Как сказал Магомадов, «Норд-Оста» мы здесь не допустим».
Кто финансирует деятельность общины?
Вопрос финансирования – очень больной вопрос. Причем для всех диаспор и национально-культурных центров города. Пока финансирование строится в основном на добровольных пожертвованиях и спонсорской помощи со стороны некоторых наших меценатов, которые здесь имеют свой бизнес. Поддержки от города пока фактически нет никакой. Правда, по словам Магомадова, на одной из предвыборных встреч Валентина Матвиенко пообещала представителям этнических объединений города, в будущем создать при губернаторе Петербурга общественный Совет, куда войдут делегаты от всех более-менее крупных этнических групп и народностей. (Для справки: в 2002 году в бюджете города на деятельность по финансированию основных этнических общин города было выделено... 20 тысяч рублей).
Доля чеченцев в городском криминале?
По сведениям Магомадова, в 2002 году из состава чеченской диаспоры города по подозрению в совершении преступлений было задержано 37 человек (приблизительно 0,001%). Правда, некоторые из них – за весьма серьезные преступления, связанные с вымогательством, похищениями людей, что вообщем-то характерно сегодня для криминалитета Чечни, других кавказских республик. Однако все же на общем фоне криминальной статистики эти цифры минимальны. По словам Руслана Хамидовича, это говорит о том, что структура, которая действует по управлению чеченской диаспорой, начиная от профилактической и индивидуальной работы, в том числе и с преступными группировками, действует четко. К представителям диаспоры здесь прислушиваются и это, кстати, одна из ментальных черт чеченского народа: младший обязан слушать старших. И этим «младшим» мы стараемся внушить, чтобы они в чужой монастырь со своим уставом не лезли (здесь «чужой» в переносном смысле, конечно).
Может быть, это связано с тем, что чеченцы постоянно откупаются от милиции?
Такие случаи действительно есть. Действительно, когда чеченец попадает в руки милиции, частенько удается решать вопросы «полюбовно». У многих находятся родственники, либо земляки, либо подельники, которые фактически выкупают задержанных. А почему так происходит? А потому что некоторые продажные менты сами идут на это. Ведь почему случился тот же «Норд-Ост»? Потому что взрывчатку беспрепятственно провезли через всю страну. Чтобы там не говорил министр Грызлов, на блок-постах сегодня – постоянные поборы, все продается, все покупается. Провези хоть танк, только заплати. Здесь у нас в Петербурге этого поменьше, но свои «оборотни» имеются. Как говорится, в семье не без урода.
Тейповые отношения у живущих в Петербурге чеченцев сохраняются?
«Принципиальной разницы между тейпами и родами там и здесь нет. Правда, здесь, в Петербурге, скорее сильней объединения по интересам – по учебе, работе, криминалу. Но в Чечне тейпы - это очень большая и страшная сила. Вот сейчас в республике многие требуют вывода федеральных войск из Чечни. Однако, как только это произойдет, начнется резня. Это очень опасные вещи и я думаю, что наш президент это хорошо понимает».
Чем чеченцы живущие здесь отличаются от своих земляков?
Принципиальной разницы нет. Но чеченцы, живущие на территории Ичкерии, более верующие. Они придерживаются адата (закон гор) и шариата (мусульманский закон). Это все равно, что государственные акты для чеченцев. В республике более присущая чеченскому народу ментальность, строго соблюдаются обычаи, традиции (уважение к старшим, отношение к женщине, разделение труда). Здесь же невольно происходит процесс ассимиляции. Приезжая в Петербург, чеченцы, а это в основном молодые люди, сталкиваются с высокой культурой – это самое главное. С другой стороны, они становятся гораздо атеистичнее. Они не ходят в мечеть, в семьях уже редко соблюдаются законы шариата, не так почитаются религиозные праздники. Кто-то пытается соблюдать некоторые религиозные обряды, скажем так, формально. Например, «вроде бы свинину не едят, но стоит отвернуться – все, мясо уже во рту».
В городе 6 тысяч официально зарегистрированных чеченцев. А на что живут остальные 12 тысяч?
Эти люди здесь в гостях, а потому чаще всего живут за счет хозяев. Ведь родственные нити сохранены - это святое! Не принять родственников считается позором. Поэтому здесь из кожи лезут, отдают иногда последнее, но стараются, принимают, как положено. Конечно, некоторые устраиваются куда-то. Но на рынок, на какую-то черную работу чеченцы никогда не пойдут. Ни один чеченец не позволит себе торговать цветами, фруктами, овощами – это не мужское дело. Чеченец никогда в жизни не пойдет на такую работу, ему гордость не позволит.
Правда ли что у чеченцев плохое отношение к ингушам?
Нет, неправда. Ментальность наших народов идентична – мы и называем друг друга «вайнахи» – «свой народ». У нас те же обычаи, традиции.
Как чеченцы Петербурга отнеслись к выбору президентом республики Ахмада Кадырова?
Чеченская диаспора отнеслась к этим выборам неоднозначно. Одни считают Кадырова предателем, поскольку он переметнулся из одного лагеря в другой (вроде толстовского Хаджи-Мурата). Другие считают, что это та фигура, которая может навести конституционный порядок в республике. Третьи – просто отмалчиваются, возможно, еще не сформировали своего мнения. В общем, реакция неоднозначная.
Когда нормализуется обстановка в Чечне?
Что касается самой обстановки в Чечне, то она, по словам Магомадова, сегодня схожа с той, что была до начала войны. Идет перегруппировка сил, идут непрерывные терракты, которые выносятся за пределы Чеченской республики (в Ингушетию, Грузию, отчасти в Дагестан). Федеральные войска до сих пор являются основным сдерживающим фактором.
Словом, мира там, к сожалению, еще долго не будет...
Справка:
Руслан Хамидович Магомадов. Родился в 1943 году в селе Старые Атаги Чечено-Ингушской АССР. Отец – бывший начальник отдела внутренних дел, партийный и хозяйственный работник. После окончания школы поступил в Орджоникидзевское военное училище МООП РСФСР, затем закончил Волгоградский педагогический институт.
Служил во внутренних войсках на командных должностях. Последнее место службы – зам. начальника юридического института МВД России. Полковник милиции. Имеет одиннадцать правительственных наград и свыше сотни поощрений, в т.ч. от министра внутренних дел СССР и Российской Федерации. Вице-президент Фонда социально-экономической поддержки населения, организаций и предприятий Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Бывший председатель совета старейшин центра культуры чеченского народа «Барт» (согласие).
Игорь Шушарин,
Фонтанка.ру