Арест Михаила Ходорковского и слухи об отставке главы президентской администрации Александра Волошина если и будоражат страну, то лишь в пределах Садового кольца. Между тем, сейчас мы наблюдаем крайне интересный процесс, фактически решающую схватку "семейных" и "питерских" - двух основных кланов, сформировавшихся у руля управления страной в последние годы. Причем схватка эта впервые выходит из-под ковра, приобретая в некоторой степени публичные формы.
До недавнего времени формальный статус-кво сохранялся лишь благодаря тому, что президент демонстрировал относительный нейтралитет. Кулуарное соглашение о несменяемости основных креатур "семейных" - Александра Волошина и премьера Михаила Касьянова - распространялось на весь первый президентский срок. Поскольку какое-то время в неизбежности срока второго никто не сомневался, казалось, что это соглашение будет аккуратно соблюдено и настоящая борьба между "питерско-чекистским" окружением Путина и представителями "семьи" начнется уже после повторного избрания действующего президента. Однако атака на «ЮКОС» обозначила ликвидацию сложившегося паритета. Путин достаточно ясно дал понять, что нынешняя система "сдержек и противовесов" ему больше не нужна. "Питерские" сигнал поняли и перешли в наступление, после чего и "семейные" вынуждены были оперативно корректировать свою тактику.
Прошение Волошина об отставке - фактически декларация "семейных" о том, что они принимают открытый бой. По данным наших источников, Александра Стальевича подтолкнули к этому публичному жесту, дабы президент смог окончательно определиться. Если Путин принимает отставку Волошина, это означает - президент окончательно встает на сторону "питерских", санкционирует продолжение атаки на олигархов "ельцинского призыва", после чего семейные переходят в достаточно явную оппозицию. Если с отставкой Волошина случится заминка, значит, президент серьезно задумался о дальнейших перспективах.
А подумать есть о чем. С одной стороны, "семейные" в последнее время действительно нарушали паритет, и Касьянов в качестве возможного претендента на Кремль понемногу набирал вес за Уральским хребтом. Понятно, что президента, созданного "семейными" за несколько месяцев из ничего, не может не беспокоить возможность обратного процесса. С другой стороны, идти на выборы лишь с "чекистским" окружением и на волне экономических репрессий значит окончательно перейти к силовым методам управления политическим процессом и понести серьезные имиджевые потери во взаимоотношениях с Западом. И главное, получить открытого и могущественного противника в лице "семейных" внутри страны.
Похоже, Путин проходит одно из самых серьезных испытаний в роли самостоятельного политика. Примет ли он эту роль - увидим. Если примет, подготовительный процесс к президентским выборам-2004 приобретет неожиданную интригу.
Алексей Сердитов,
Фонтанка.ру