В Петербурге и области действуют около 3 тысяч специалистов в области нетрадиционной медицины. По мнению специалистов, времена «ворожбы» и «приворотов» теперь уступают дорогу цивилизованному бизнесу. Об этом и говорилось в выходные на конференции «Развитие предпринимательства в народной медицине».
История народной медицины уходит корнями вглубь веков. XXI накладывает свой отпечаток: теперь целители, экстрасенсы, знахари переезжают в комфортные офисы, получают дипломы, организуют фирмы, исправно платят налоги и борются за свои права. В том числе - за право действовать вполне легально и защищаться от недобросовестной конкуренции. Для обсуждения этих и других вопросов в минувшие выходные в Петербурге состоялась научно-практическая конференция «Развитие предпринимательства и предприятий в области народной медицины».
Расхожее представление о целителе - приверженце нетрадиционной медицины - наверное, в чем-то сродни средневековому. В воображении рисуется мрачный старик, косматая старуха или красавица с дьявольским блеском в глазах. Проживают они в таинственной лачуге, углы которой битком набиты сушеными пауками, связками летучих мышей, а в ретортах кипят колдовские снадобья. В этом случае логично было бы предположить, что на свою конференцию в северную столицу приверженцы народной медицины слетятся на метлах и ступах, а само научно-практическое мероприятие будет сродни шабашу на Лысой горе – с элементами колдовства и шаманизма. Однако люди, собравшиеся на конференцию в Николаевском дворце, ничем не напоминали сих зловещих персонажей: обычные с виду, увлеченные своей тематикой специалисты. И, кстати, они в один голос утверждают, что способностями к экстрасенсорике, ясновидению и прочими «талантами» обладаем все мы без исключения.
Согласно данным статистики, которые привели участники конференции, народная медицина в России весьма востребована: ежегодно за помощью к целителям обращаются более 3 миллионов человек. Многие считают народную медицину более действенной, нежели традиционная. Количество постоянно работающих в нашей стране целителей превышает 40 тысяч человек. В Петербурге и Ленобласти в общей сложности действуют примерно 3 тысячи таких специалистов. В городском комитете по здравоохранению получено уже 62 диплома целителя. По словам эксперта в данной области Владимира Тонкова, в настоящее время в нашем городе действуют от 200 до 500 школ, где обучают нетрадиционной медицине в разных видах. Обучение ведется как в узких (по 10-15 человек), так и в широких кругах, насчитывающих десятки и сотни слушателей.
Профессиональная медицинская ассоциация народной медицины была создана в 2000-м году и на 1 сентября 2003 года насчитывала в своих рядах уже 535 целителей, развернув свою деятельность в 53 регионах. На конференцию специалисты данной сферы – около 200 человек из 46 регионов – собрались для обсуждения ряда насущных проблем, в числе которых обсуждение состояния народной медицины сегодня, обмен опытом и поиск решения различных проблем. А трудностей у современных народных целителей, как выяснилось, немало.
В первую очередь, проблема в том, что в обществе складывается превратное понимание того, что собой представляет экстрасенсорика, магия и нетрадиционная медицина в целом – посчитали участники конференции. Они сетуют, что и в прессе обычно дается весьма однобокий взгляд на предмет: дескать, маги, экстрасенсы и целители только и делают, что снимают да наводят порчу, предсказывают будущее и гадают всевозможными способами. На самом деле, по мнению специалистов, времена ведьм и гадалок, которые обещают приворожить, присушить, отворожить и отвадить всех и вся уже проходят, уступая дорогу цивилизованному бизнесу в области нетрадиционной медицины. Современные народные целители свою деятельность строят в соответствии с действующим законодательством, планируют обучать специалистов, выдавать им дипломы и в дальнейшем инспектировать рынок целительских услуг, дабы выявить возможные нарушения.
По мнению участников конференции, многие люди, называющие себя магами, колдунами, шаманами и т.п. на подобную легализацию своего бизнеса вряд ли пойдут. Потому что в рамках узаконенной деятельности они вынуждены будут изменить стиль своей работы. По словам Владимира Тонкова, на сегодня из 10 целителей реально желает легализовать свою деятельность только один, 3-5 человек принимают решение в зависимости от конкретной ситуации, остальные принципиально отказываются. И основная причина: пропадет ажиотаж, который возникает вокруг таинственности фигуры «чародея». Дескать, что это за колдун, который легализовался!
Ни к чему будут театральные эффекты, которые так подкупают и зачаровывают людей. И, как следствие, резко упадет возможность выкачивания денег из населения. А объем денег, вращающийся в теневом «колдовском» бизнесе впечатляет: согласно предоставленным на конференции материалам, годовой оборот рынка целительских услуг в Москве составляет до 60 миллионов долларов, в Питере – раза в 3-4 меньше. Если же весь этот рынок перейдет на легальные рельсы, то и государству будет ощутимая польза – в виде отчисляемых налогов.
Что касается тех черных магов, колдунов, шаманов и ведьм, активно рекламирующих свои услуги и обещающих навести порчу и приворожить, то с ними, по мнению участников конференции, можно бороться с помощью...нет, не осинового кола и связки чеснока, а используя уголовный кодекс. Наведение порчи можно расценивать как вред для человека? Можно. Значит, считают специалисты, таких «колдунов» можно привлекать за обещание причинить человеку вред. А лжецелителей, наверное, можно привлекать за обман потребителя...
Однако, несмотря на благие намерения, проблем у народных целителей на сегодняшний день, кажется, не меньше, чем во времена инквизиции – у знахарей и гадалок. Несмотря на то, что, по закону РФ об охране здоровья граждан, целители совершенно официально могут получать дипломы, дабы иметь возможность работать «по специальности», само государство почему-то весьма равнодушно относится к ситуации на рынке данных услуг. В частности, почему-то приостанавливается выдача соответствующих дипломов, ситуации приходится разрешать через судебные инстанции. Участники конференции упрекали и Минздрав, и другие структуры, и сетовали на то, что скептически к народной медицине относятся многие светила наук. «Некоторые академики думают, что если они профессионалы в одной области, то автоматически являются крупными специалистами и в других областях» - огорчались участники. При этом у целительства, по их утверждению, существует научная база, которая не известна тем, кто не удосужился ее изучить.
В общем, все вышеперечисленное вкупе очень мешает легальному становлению целительского бизнеса в России. Если целительство в России устоит и будет защищено законодательно, то российскому обществу придется признать, что многовековые гонения на целителей были ошибкой. А на это, как считают приверженцы народных медицинских традиций, государство идти не хочет. Не помогает даже пример Папы Римского, который принес извинения за действия средневековой и инквизиции. Да и скепсис по отношению к целительству усугубляет проблему.
«Я занимаюсь преподаванием около 15 лет» - рассказывает Владимир Тонков. - «За это время не встречал ни одного человека, у которого не было бы способностей к экстрасенсорике, к ясновидению. У некоторых возникают сложности на самом начальном этапе обучения, однако уже после 3 часов учебы люди способны на самом низком начальном уровне производить операции над своим здоровьем. У меня в группе люди бесконтактно двигают предметы». Скептикам он предлагает: приходите, научитесь тому же, а потом ищите этому объяснения.
Кстати, специалистов удивляет и тот факт, что народная медицина, опирающаяся на вековые традиции и историю, в России называется почему-то нетрадиционной. Во всех остальных странах, по утверждению участников конференции, такая медицина считается как раз традиционной.
Дабы бороться за свои права, участники конференции намерены создать общероссийский Союз организации народной медицины, чтобы потом - как сообщество - вступить в Российский союз предпринимателей. Кроме того, необходим справочник народных целителей, в который вошли бы проверенные, надежные, дипломированные специалисты, предоставляющие качественные услуги – чтобы люди не рисковали, обращаясь к шарлатанам.
...Во время выступлений у меня подсознательно созрел вопрос: если все люди обладают экстрасенсорными и прочими способностями, а легализация народной медицины, по всему выходит, настоящее благо для людей, то почему же приверженцы народной медицины не используют свои способности, чтобы повлиять на недоверчивых чиновников и академиков? Ответ на свой невысказанный вопрос я получила почти тут же: человеческие взаимоотношения должны решаться только человеческими путями и способами.
Ольга Белова,
Фонтанка.ру