За 10 лет петербургский дуэт «Зикр» не слышали только в Южной Америке, Японии и Китае. Вибрационное пение, импровизации, философия, эзотерика – дуэт по-прежнему выделяется из общего музыкального ряда. Накануне концерта в Консерватории с музыкантами беседовал обозреватель «Фонтанки» Анатолий Гуницкий
Более десяти лет назад дуэт «Зикр» первый раз выступил в Капелле. Мне довелось посетить тогда их концерт и до сих пор помню охватившее меня тогда чувство просветленной «ошарашенности». В самом деле, уникальный дуэт Ольги Ткаченко и Игоря Силина всегда и во всем резко выделялся из общего ряда. Я не страну, пожалуй, повторять сейчас общеизвестные уже словеса по поводу эзотерики, философии, уникальной и необычной техники зикровского вибрационного пения и их неповторимого импровизационного вокала, но этот дуэт и сегодня, как десять лет назад, по-прежнему вне аналогий.
23 октября дуэт «Зикр» выступает в Консерватории. Накануне концерта мы побеседовали с Ольгой и Игорем.
- Как часто теперь «Зикр» дает концерты? В Питере, в других городах, в других странах?
Силин: В Питере мы обычно даем два больших концерта в год. И два-три маленьких, в клубах. На Украине выступаем регулярно, в Словакии выступаем регулярно. В Чехии недавно были, в Литве.
- То есть, вы на месте не сидите? И, стало быть, я не преувеличу, если скажу, что «Зикр» объездил уже если не весь мир, то, по меньшей мере, изрядную его часть.
Силин: Да. Мы не были только в Южной Америке, в Японии и в Китае.
- Уверен, что вам это еще предстоит. Я помню первый концерт «Зикра» в Капелле. Это было очень необычно, странно, экзотично и прекрасно. Но теперь дуэт уже давно стал известным и знаковым. Но может быть, еще не все знают до сих пор, откуда пошло название вашего дуэта и что же оно означает?
Силин: Пошло это из театра, потому что мы с Олей встретились в театре. А собственно зикр – это одна из тех традиционных техник голосоведения, которыми мы пользуемся. Наряду с тибетским горловым пением...
Ткаченко:И классическим вокалом.
Силин: Ну, это уж само собой.
- А когда вы стали заниматься техникой классического вокала? Уже после того, как появился «Зикр»?
Ткаченко: После.
Силин: Практически одновременно, когда мы поняли, что нам это необходимо. И мы стали этим заниматься регулярно. С нами на протяжении многих лет занимается певица и педагог Тамара Николаевна Сморякова.
- В Питере вы ведь работали во всех крупных залах?
Ткаченко: Да. В Капелле, в Смольном соборе, во дворце Белосельских-Белозерских. В БКЗ «Октябрьский».
- А в каких клубах вы выступали? Разумеется, в «ИНК-Клубе», который благодаря «Зикру» и открылся.
Силин: Не только. Мы работали и клубе JFS на Шпалерной,33.
Ткаченко: И в Доме композиторов, и в Доме архитекторов. А в «ИНК-Клубе» выступаем не только мы, но и другие музыканты.
- А что такое школа «Зикра»? Где и как проходят занятия этой школы?
Ткаченко: Школой «Зикра», в основном, занимаюсь я. Это происходит в разных городах, причем не только в России. Это школы обучения вибрационной технике пения. То есть, той основной технике, которую мы используем в нашем пении. И вот те люди, которым это нравится и которым интересна такая техника пения, а также работа с психотехникой, они приходят, и занимаются, и таких людей немало. И я надеюсь, что в дальнейшем появится вибрационный хор «Зикра». Уже были такие попытки, получается очень красиво.
Силин: Но специальной шаманской практикой мы не занимались, хотя многие так думают. У нас есть своя традиция, в этой традиции есть и соответствующая писхоэнергетическая техника, которую мы используем в своем творчестве. У нас есть свой взгляд на мир, на человека, на отношения человека с миром.
- Еще бы! Ведь школа «Зикра» - это не только уникальный вокал, это не только техника вибрационного пения, это еще и философские аспекты.
Ткаченко: Любая психотехника имеет под собой философскую основу.
Силин: И поэтому часто программа наших концертов называется мистерией.
- «Зикру» ведь неоднократно приходилось работать с другими музыкантами?
Силин: Конечно, и если всех назвать, то это получится очень немаленький список. Прежде всего – это Юрий Морозов, мы работали с ним и как с музыкантом, и потом он постоянный звукорежиссер наших альбомов. А еще и Александр Ляпин, и Сережа Курехин, и Сева Гаккель
Ткаченко: Владимир Соляник, Сергей Хмелев –замечательные джазмены из Киева.
Силин: И зарубежные музыканты. Из Финляндии, из других стран.
- С другими музыкантами вы больше работаете в записи или на концертах?
Силин: По-разному бывает. И в записи, и на концертах. У нас была серия концертов с киевскими ребятами, да и с Сашей Ляпиным неоднократно вместе выступали, а с Курехиным мы однажды выступали вместе в Ташкенте.
- Судя по тем фамилиям, которые вы называете, в своей музыкальной практике «Зикр» совсем не чуждается рок-музыкантов.
Ткаченко: Конечно, нет!
Силин: Рок-музыканты, кстати, были первыми музыкантами, которые пошли с нами на контакт и на совместную работу.
- Ваша дискография постоянно и неуклонно увеличивается.
Силин:Да, у нас сейчас пятнадцать студийных альбомов и, наверное, шесть или восемь концертных.
- Солидная цифра! Получается, что больше, чем по одному диску в год! Надо полагать, что и в будущем появятся очередные альбомы?
Силин: Да, мы надеемся, что в ближайшее время мы опять встретимся с Юрой Морозовым в студии и снова будем вместе делать альбом.
Беседовал Анатолий Гуницкий,
Фонтанка.ру
P.S. Ну а если кому-то не довелось еще слушать «Зикр», то пусть послушает один из их многочисленных альбомов. Или посетит их концерт. И тогда станет понятно, что когда название дуэта расшифровывается как «земные игры космического разума», то это совсем не является преувеличением.