Сразу же после избрания прозвучали бравурные заявления нового губернатора о необходимости и возможности двукратного увеличения городского бюджета. С 80 миллиардов рублей, запланированных на 2004 год, аж до 170 миллиардов рублей. Эти заявления были весьма скептически восприняты даже нынешними подчиненными Валентины Ивановны из городского комитета финансов.
Приведем цифры. Доходы бюджета-2004 – в соответствии с тем проектом закона о бюджете Петербурга, который внесен в Законодательное Собрание, - должны составить, как уже сказано, 80 миллиардов рублей. Из них (округленно) 63 миллиарда рублей налоговых доходов, 11 миллиардов рублей неналоговых доходов, 4 миллиарда рублей субвенций из федерального бюджета. Остальное – мелочи.
Если говорить о налоговых доходах, то львиную долю их – 44 миллиарда рублей из 63 миллиардов, или 70%, - составляет налог на прибыль: налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. Ставки этих налогов установлены федеральными законами. Менять в сторону повышения эти налоги пока никто не собирается.
Еще 7 миллиардов рублей – акцизы. Соответствующие ставки также установлены федеральными законами, и городские власти на это никак не влияют. Наконец, 5 миллиардов рублей – налог на имущество предприятий. И здесь точно такая же картина.
Что может город? А вот что. Обложить определенные виды деятельности налогом на вмененный доход (запланированный доход бюджета-2004 – менее одного миллиарда рублей), увеличить налог на игорный бизнес (запланированный доход – 315 миллионов рублей), Наконец, транспортный налог (317 миллионов рублей). Прямо скажем, не разгуляешься. Какое тут двукратное увеличение доходов бюджета – даже если задрать все ставки налогов, находящихся в ведении города, в заоблачные выси, все равно не поможет...
Правда, еще 11 миллиардов рублей в 2004 году предполагается получить в качестве неналоговых доходов. Около 8 миллиардов рублей – от сдачи в аренду государственного имущества, около 2 миллиардов рублей – в качестве платежей от государственных и муниципальных организаций, за использование имущества. Можно, конечно, еще на радость арендаторам повысить арендную плату за городскую недвижимость.
Да, можно было бы ввести нормальную процедуру передачи земельных участков под застройку, чтобы они предоставлялись не «целевым назначением», как сейчас, а на торгах. Наверное, 3-4 миллиарда рублей город бы мог на этом получить. Но и это не решает проблемы серьезного увеличения бюджета...
Что остается? Конечно, по мере роста ВВП (не путать с президентом, это – валовой внутренний продукт) и роста инфляции, доходы бюджета будут расти естественным путем. Процентов на 8-10 в год. Если подсчитать – за восемь лет, или за два губернаторских срока, доходы бюджета действительно удвоятся. Может быть, именно это Валентина Ивановна и имела в виду?
Впрочем, надежный способ действительно увеличить городской бюджет – если не в два, то, как минимум, в полтора раза - в самое ближайшее время существует.
Как известно, на сегодняшний день – в нарушение Бюджетного Кодекса – в распоряжении питерского бюджета остается лишь 35% собранных в городе налогов вместо положенных 50%. В будущем году – в результате очередного перераспределения налогов в пользу федерального центра – и того меньше: 31.2%.
Несложно понять, что, если бы закон выполнялся – доходы города были бы на 60% выше. Но так же несложно понять, что на такое требование в отношении «центра» Валентина Матвиенко скорее всего не решится.
Борис Вишневский,
специально для Фонтанки.ру