Решение Государственной Думы о введении моратория на действующий закон об обязательном страховании автогражданской ответственности носит популистский характер и, скорее всего, будет остановлено на том или ином этапе. Такая позиция на днях была озвучена представителем Минфина РФ. Этой же точки зрения придерживаются и большинство страховщиков.
Напомним, что 14 октября Госдума рассмотрела 15 законопроектов по внесению изменений в действующий с июля этого года закон об ОСАГО. Большинством голосов в первом чтении был принят вариант, внесенный депутатами Геннадием Райковым и Валерием Гальченко. Он предусматривает перенесение срока вступления в силу федерального закона на 1 июля 2004 года.
В Санкт-Петербурге решение Госдумы пока не вызвало паники в рядах автовладельцев. Ведь законопроект прошел лишь первое чтение. Как считают в Представительстве Всероссийского Союза Страховщиков в СЗФО, законопроект о моратории на действующий закон об обязательном страховании автогражданской ответственности не пройдет последующие чтения в Госдуме. В очередной раз рассматривать законопроект парламентарии будут, скорее всего, в новом составе, поэтому и голосование пройдет иначе.
Другое дело, чем обернется для владельцев транспортных средств и страховых компаний работа парламентариев. Пока Госдума не определится в своем выборе, автовладельцы, еще не получившие полис ОСАГО, не будут тратиться. Но поскольку дело близится к новому году, а остановки закона, скорее всего, не будет, водители начнут попадать под штрафные санкции. Это, в свою очередь, приведет их к необходимости в скором порядке получать страховку. Как считают в Союзе, такая поспешность может привести к трем не очень приятным последствиям. Во-первых, к огромным очередям в компаниях-страховщиках. Во-вторых, большая нагрузка с большим количеством клиентов скажется на работе страховщиков. Как результат - некачественное обслуживание и ошибки при оформлении полисов, поэтому автовладельцу придется повторно приходить в страховую компанию. И, наконец, мошенники также не преминут воспользоваться ситуацией, и количество обманутых владельцев машин может стать катастрофическим.
В отличие от северной столицы, в Москве всерьез обеспокоены решением Госдумы. По мнению Российского союза автостраховщиков (РСА), приняв названный вариант в первом чтении, депутаты пытаются отменить закон задним числом, не осознавая всю меру политических, экономических и общественно-социальных последствий этого шага. В пылу предвыборной борьбы народные избранники не подумали о пяти миллионах автовладельцев, которые уже приобрели полисы обязательного страхования автогражданской ответственности. Кто вернет им уплаченные деньги? Как поступать с компенсацией по страховым случаям, которые уже произошли и будут происходить? Не учтены депутатами и рост аварийности и травматизма на дорогах России. По сведениям ГИБДД, в прошлом году произошло 184 тысячи дорожно-транспортных происшествий, в которых 33 тысячи человек погибли и 250 тысяч получили ранения и увечья. Причем 72% из них составили пешеходы. Если законопроект будет принят окончательно, то минимум год эта категория участников дорожного движения не сможет получить возмещение ущерба, причиненного автовладельцами. Компенсаций не получат ни люди, ставшие инвалидами, ни семьи погибших в результате происшествий.
Непродуманные действия депутатов уже сегодня привели к тому, что отдельные автовладельцы отказываются предъявлять полисы обязательного страхования при проведении техосмотра и постановке автотранспорта на учет в подразделениях ГИБДД. В РСА обращают внимание автовладельцев на то, что закон об ОСАГО действует в полном объеме. Поэтому страховым компаниям рекомендуется усилить разъяснительную работу в этом направлении и продолжать безукоризненно выполнять взятые на себя обязательства по страховой защите граждан.
Анастасия Митина,
Фонтанка.ру