Петербург любит фигурное катание, ценит этот вид спорта и уважает фигуристов. Поэтому каждое выступление спортсменов любители фигурного катания воспринимают как праздник. В минувшую пятницу очередной подарок городу сделал двукратный олимпийский чемпион Артур Дмитриев: он представил новое шоу «Ледовый Олимп», собрав на арене Ледового дворца звезд фигурного катания разных лет.
В отличие от Америки, для нашей страны ледовые шоу - явление относительно новое. Однако в последнее время показательные выступления фигуристов - вне рамок каких-либо соревнований - становятся привычным делом и в России. В Новосибирске с успехом прошло шоу, организованное танцевальным дуэтом Ириной Лобачевой-Ильей Авербухом, в середине ноября в Москве ожидается выступление фигуристов в честь дня рождения Игоря Бобрина.
Петербург в этом году уже получил один "ледовый" подарок: шоу Евгения Плющенко, собравшее в июне аншлаг в Ледовом дворце. Выступление было приурочено к 300-летию города, однако организаторы не исключали, что при надлежащих условиях такие выступления могут стать доброй традицией. По сравнению с этой своеобразной "премьерой" шоу Артура Дмитриева "Ледовый Олимп" можно считать ветераном - в этом году оно проводится уже в третий раз. А так как год для Петербурга юбилейный, то и состав участников по-праздничному поражал обилием звезд фигурного катания - как ушедших в профессионалы, так и поныне выступающих в любителях. Обозрев участников "Ледового Олимпа-2003", можно с уверенностью сказать, что шоу названо так по полному праву: такого количества олимпийских чемпионов и призеров, пожалуй, не собирало ни одно выступление фигуристов в России.
Открыл выступление самый юный его участник - ученик олимпийского чемпиона Лиллехаммера Алексея Урманова по имени Илья. Мальчик довольно ладно откатал свой номер, правда, побольше выразительности ему не помешает. Впрочем, какие его годы! Жизнь покажет, станет ли в будущем Илья именитым чемпионом, как его тренер, который во время выступления ученика наблюдал и переживал возле бортика.
Мне на собравшихся в Ледовом фигуристов смотреть было не только приятно, но и чрезвычайно интересно. В этот раз в шоу Артура Дмитриева принимали участие многие спортсмены-любители, которые в новом сезоне будут бороться за медали в соревнованиях разных рангов. Их подготовку, программы, костюмы, физическую форму увидеть и оценить было чрезвычайно любопытно.
Тем более, что многие фигуристы, видимо, в качестве дополнительной практики, катают на таких шоу свои новые программы. В этот вечер так поступили практически все.
Недавно вставшие в пару Юлия Обертас-Сергей Славнов свою композицию катали под песню "Тату" «Нас не догонят». Музыка располагала к простоте - поэтому и костюмы на фигуристах были весьма демократичные: белые футболки, джинсы на Сергее и короткие шортики джинсового цвета на Юлии. Номер весьма хорош для показательных выступлений - популярные мелодии сами по себе заводят публику. Вот только скатанности и слаженности паре, тренирующейся под руководством Тамары Москвиной, пока не хватало: часто терялась синхронность во вращениях, некоторые элементы выглядели неуверенно. Впрочем, Сергей и Юлия катаются вместе совсем недавно и так же с недавних пор - у нового тренера. Так что, будем надеяться, их главные успехи еще впереди.
Дуэт Татьяна Навка-Роман Костомаров, на чьи плечи после ухода в профессионалы Ирины Лобачевой и Ильи Авербуха ложится бремя российской танцевальной пары N 1, показали новую композицию под музыку из мультфильма "Розовая пантера". Мне показалось, что в данном танце Навка смотрелась выигрышнее партнера: гибкая и грациозная, облаченная в ядовито-розовый костюм, она действительно напоминала пантеру - причем не мультяшную, а самую настоящую. Кстати, к финалу композиции дуэт исполнил фрагмент своего номер "Остин Пауэрс" - заводной композиции, которую поклонники фигурного катания могли видеть на июньском шоу в Питере и в сентябрьском - в Новосибирске. Вторым танцем Татьяны и Романа стал зажигательный рок-н-ролл.
В выступлениях Виктории Волчковой уже, если так можно выразиться, видна рука ее нового тренера Елены Анатольевны Чайковской, у которой Вика тренируется после ухода от Олега Васильева. Катание ее стало более выразительным, экспрессивным и насыщенным. В костюме розовато-пастельных тонов Волчкова весьма уверенно и выразительно исполнила свою программу, не смутилась из-за допущенных помарок и в целом произвела очень хорошее впечатление. Ее новый тренер Елена Чайковская в одном из интервью, на вопрос - чего не хватало для победы Марии Бутырской (в прошлом - тоже ученицы Елены Анатольевны) уверенно сказала: "Меня!". Возможно, Вике Волчковой для громких побед тоже не хватало именно Чайковской? Поживем-увидим.
Еще одна участница шоу - серебряная призерка Чемпионата мира-2003 Елена Соколова - по сравнению с прошлым сезоном выглядела немного пополневшей - а может, такую иллюзию создавал светло-серебристый костюм фигуристки?
Однако прыгала она по-прежнему легко, вальсировала грациозно и смотрелась очаровательно.
Пару Мария Петрова - Алексей Тихонов зал встречал радостно и тепло. "Леша-Маша-радость наша!" - выкрикивали поклонники. Свою новую программу на вариации из оперетты Кальмана "Принцесса цирка" пара катала на одном дыхании. Да и сама программа смотрелась более слаженно, выразительно и "скатанно", чем на шоу в Новосибирске - видимо, тогда этот номер был еще в стадии освоения. Как рассказал корреспонденту "Фонтанки" Алексей Тихонов, "Принцесса цирка" - это новая показательная программа пары на этот сезон. Короткая программа фигуристов в этом сезоне поставлена на музыку Бакстера, продемонстрированный же на шоу в июне номер "Танго", скорее всего, пока останется показательным номером пары.
Настоящий эстрадный юмористический номер на льду учинил олимпийский чемпион Альбервиля Виктор Петренко. Для своего выступления фигурист-одиночник вышел на лед не один, а в паре... с куклой. Несуразная, но гибкая "партнерша" была крепко пришита к костюму Петренко. В паре с нею он и отплясывал под "Мамбу N5". Дама ему нисколько не мешала - наверное, редкая партнерша так хорошо повторяет все телодвижения своего партнера. Второй свой номер Виктор катал в одиночестве - и в лирической композиции выглядел так же гармонично, как и в веселой "парной" мамбе.
Одним из сюрпризов шоу стало выступление олимпийских чемпионов Натальи Бестемьяновой и Андрея Букина. Их выступление носило совсем иной характер, нежели предыдущий номер Петренко: фигуристы продемонстрировали композицию, посвященную памяти погибших моряков подлодки "Курск". Наталья была в черном костюме, с которым контрастировала ее буйная рыжая грива. Учитывая посвящение композиции, костюм Букина напоминал морскую форму - с полосками тельняшки на груди и алым пятном, имитирующим кровь, в районе сердца.
Итальянский танцевальный дуэт Барбара Фузар-Поли-Маурицио Маргальо показали публике свою старую композицию на известную композицию "I will survive". Но то ли яркая мелодия столь популярна у любителей фигурного катания, то ли заразили публику итальянцы своим зажигательным танцем - Маурицио и Барбару питерские зрители отпускать со льда не хотели, ритмично аплодировали во время выступления и настойчиво требовали пару на "бис".
Оглушительную овацию вызвало появление на льду недавно ушедших в профессионалы Елены Бережной и Антона Сихарулидзе. В этот вечер любимцы публики порадовали гостей Ледового дважды. Первый раз - лирической нежной композицией, так подходящей к образу этой пары. Второй раз фигуристы поразили всех - вышли на лед в ярко-красных русских рубашках и лихо "сбацали" "Калинку"! Кажется, после успеха Ирины Родниной под эту музыку кататься никто не решался. Однако олимпийские чемпионы Солт-Лейк-Сити доказали, что им и это по плечу: в озорной "Калинке" они смотрелись ничуть не хуже, чем в своих лирических номерах, и лишний раз подтвердили, что могут воплотить на льду практически любой образ. Вспомним хотя бы их знаменитого "Чаплина"!
Кстати, о "Чаплине". В этот вечер Елена и Антон не стали показывать этот номер, отдав предпочтение русским мелодиям. И вскоре стало понятно почему: на лед вышел легендарный российский фигурист - ныне руководитель Театра ледовых миниатюр Игорь Бобрин. Именно он поставил Бережной и Сихарулидзе номер "Чаплин". А когда-то композицию под музыку из этого фильма катал и он сам. И в Ледовом фигурист, которому через месяц исполнится 50 лет, вновь блеснул своим мастерством, поразительно похоже воплотив на льду образ Чарли Чаплина - со всей его смешливостью, трогательностью и романтикой. Перед прыжком Игорь Бобрин перекрестился. Впрочем, если в его катании и были какие-то недочеты, то знал об этом только сам фигурист - в образе Чаплина любая мелочь или нелепость может быть просто частью образа, который Бобрин воплотил просто мастерски.
День рождения Игоря Бобрина наступит 14 ноября. В Москве эту дату, говорят, отметят тоже грандиозным ледовым шоу. Хотя с днем рождения заранее не поздравляют, но деятели фигурного катания все же рискнули и уже в Питере поздравили Бобрина с наступающим, пожелали всего самого доброго и вручили почетный знак, грамоту, кубок и медаль. Зал приветствовал юбиляра стоя.
После антракта шоу, как ему и положено, продолжилось. Под алым плащом и черно-белой маской Алексея Урманова узнать можно было не сразу. Чемпион Олимпийских игр в Лиллехаммере представил номер на музыку Эндрю Ллойда Уэбера «Фантом оперы». Экзотический танец исполнили Анжелика Крылова-Олег Овсянников. Порадовали и по своему обыкновению насмешили ледовые акробаты Беседин и Полищук, представавшие в течение вечера то хоккеистом и фигуристом, то парочкой «тормозных» клоунов. Оценили должным образом поклонники и выступление хозяев ледового бала: олимпийских чемпионов Нагано Оксаны Казаковой-Артура Дмитриева.
Француз Филип Канделоро по своему обыкновению разыграл целое представление с прыганьем на бортики, выходом в зал, общением с публикой. На льду фигурист предстал в виде поклонника восточных единоборств – в кимоно и нунчаками. Примерно посередине пятиминутной программы Канделоро прервался для общения с поклонниками: прыгнул в зал, удобно устроился практически на коленях у милой девушки, попросил ее завязать ему наголовную повязку, расцеловал в обе щеки, а затем снял костюмную куртку и остаток программы прокатал уже с голым торсом. В общем, хулиганил, как мог. Но всем понравилось - и на «бис» вызывали.
Одной из главных сенсаций "Ледового Олимпа-2003" стало появление на льду двухкратной олимпийской чемпионки в парном катании Екатерины Гордеевой. Чемпионкой Екатерина становилась в паре со своим мужем Сергеем Гриньковым, после трагической смерти которого она через некоторое время вернулась на лед и продолжает выступления в профессиональных шоу как одиночница. И каждое ее выступление - словно память о Сергее.
Вокруг фигуры Евгения Плющенко уже, кажется, возникает что-то вроде культа. Во всяком случае, так, как встречали его, в Ледовом не встречали, пожалуй, никого. И Женя поклонников не разочаровал: он представил на суд зрителей свои новые программы – короткую и произвольную. Для короткой программы этого сезона была выбрана музыка фламенко. Черный бархат, серебряное шитье, испанские мотивы - еще в программе "Кармен" Плющенко доказал, что с блеском справляется со страстными испанскими композициями. В конце второго отделения Плющенко вышел на лед в костюме если не с короткой программы прошлого сезона ("Адажио" Альбинони), то, во всяком случае, очень его напоминающем. Уникальность номера состояла в том, что Женя катался практически под «живую» музыку: ему аккомпанировал венгерский скрипач Эдвин Мартен. Собственно, Евгению уже не привыкать выступать под «живое» исполнение: он уже катался под песни в исполнении Корнелюка и Гейнор. И в этот раз произвольная программа удалась Жене отлично. Естественно, его вызывали на «бис» и, несмотря на травму, Плющенко на радость поклонникам повторил свою новую программу – причем почти целиком! Вот только в перерывах он немного морщился от боли – или мне показалось?
Шоу завершилось грандиозным парадом. Единственным недостатком «Ледового Олимпа-2003», на мой взгляд, был...сам ледовый Олимп. А именно: глыба, призванная изображать лед, с пятью олимпийскими кольцами на боку и факелом – на вершине. Это несуразное сооружение, видимо, призванное изображать тот самый Олимп, было выкачено на середину сцены во время заключительного парада. Мое мнение: среди фигуристов, разворачивавших на льду изящные удивительно красивые композиции, эта глыба смотрелась просто уродливо. Несмотря даже на зажженный Екатериной Гордеевой факел.
Впрочем, этот эпизод вовсе не стал ложкой дегтя в бочке меда, впечатления не сломал. И от шоу в целом осталось ощущение грандиозного праздника и чуть-чуть огорчения – от того, что все хорошее когда-нибудь заканчивается. Но популярность ледовые шоу в России, кажется, приобретают. Так что будем надеяться, продолжение следует!
Ольга Белова,
Фонтанка.ру