Похоже, уличная живопись в наше время полюбила скорость: из парадных и заборов переместилась на вагоны. В Питере резко возросло количество умельцев, разукрашивающих веселыми граффити блекло-зеленые вагоны ОЖД, и ... железнодорожников, с мрачным упорством возвращающих вагонам их первоначальный цвет.
В последние недели питерские СМИ запестрели сообщениями об участившихся случаях вандализма на ОЖД и убытках, которые несет дорога из-за любви некоторых товарищей к рисованию. Однако, утверждают железнодорожники, ни газеты, ни телевидение не дают полного представления о той борьбе, которая которую ведут станции и подстанции ОЖД с вандалами.
«До 2000 года мы не знали, что такое граффити на вагонах, эта проблема у нас достаточно недавно» - сообщает корреспонденту «Фонтанки» начальник пресс-службы ОЖД Владимир Земенцкий. Однако, несмотря на «молодость» проблемы, она достигла необъятных размеров. Дорога из-за любителей граффити несет колоссальный ущерб уже третий год, утверждают железнодорожники. И никто не представляет, насколько он велик.
До октября прошлого года заместитель начальника службы локомотивного хозяйства ОЖД Александр Аксенов занимал руководящую должность в Финляндском моторовагонном депо, и за короткий период времени ему пришлось столкнуться с 93 случаями «искусства на вагонах». Причем, каждый случай – это 2-3 «расписных» вагона. Любители граффити орудуют под покровом темноты: за ночь на каркасах вагонов появляются пестрые картинки, нанесенные стойкой краской, которая не отмывается и растворителями. Железнодорожники вынуждены отцеплять вагон от состава, (делать это приходится вместе с «моторным» вагоном-напарником) и полностью перекрашивать его. Только на краску для одного вагона уходит до 1800 рублей, а совместно с затратами на растворители, щетки и остальные сопутствующие материалы перекраска вагонов выливается в 5 – 10 тысяч рублей.
По печальной статистике, предоставленной Владимиром Аксеновым, за последние два года размер нанесенного ущерба выглядит примерно так. В прошлом году на участке, подведомственном Финляндскому моторовагонному депо, произошло 30 случаев вандализма («изукрашено» 93 вагона), понесенный ущерб составил 283 тысячи рублей. В этом году уже зафиксировано 22 случая вандализма, убытки ОЖД – 206 тысяч 820 рублей. В Московском моторовагонном депо дела обстоят не лучше: в прошлом году ликвидация последствий 42 случаев вандализма обошлась ОЖД в 924 тысячи 368 рублей, а в неполном этом году произошло уже 35 случаев, затраты на отмывку, перекраску и т.п. составили 659 тысяч 743 рубля. В Балтийском депо, памятуя прошлогодний печальный опыт (18 случаев – ущерб 278 тысяч 759 рублей), усилили охрану, а потому за этот год здесь зарегистрировано лишь семь случаев вандализма, причинившего ущерб на сумму 108 тысяч 741 рубль.
Эти цифры стоит сравнить с 30 миллионами, потраченными ОЖД на перекраску 1116 вагонов к 300-летию Петербурга. «Похоже, что вандалы перекрашивают вагоны вместе с нами, а закон наш никак их не карает» - жалуется Аксенов.
Между тем, борьба железнодорожников с любителями граффити вызывает определенные вопросы. Например, зачем тратить такие деньги, если надписи и рисунки, выполненные умельцами «наскальной живописи», вполне приличны и даже поражают своим мастерством? Увы, у железнодорожников на этот счет свои инструкции. А именно: главное требование к внешнему виду вагона – цветовое однообразие. Характерно то, что для каждого состава предусмотрен свой цвет. Как говорят на ОЖД, этот цвет складывался из года в год, и никто не скажет теперь, кто придумал красить вагоны в синий, а не в лилово-фиолетовый. Правда, обычно для вагонов поездов дальнего следования используется синий, красный (например, фирменный поезд следованием Москва-Петербург «Красная стрела») и зеленый цвет. Электропоезда ходят в основном в зеленых, сероватых и даже белых тонах. И красят вагоны в нужный цвет не абы как, а по стандартам Министерства путей сообщения. И вагон, даже мастерски расписанный граффити, не выпустят из депо, если эти стандарты будут нарушены.
Светлана Андреева,
Фонтанка.ру