Перед новым учебным годом представители сферы образования города собрались на общегородской педагогический совет – «Школа, которую мы выбираем». Выбирая ее, представители городских образовательных учреждений обсуждали проблемы образовательной сферы вообще и ее будущее в Петербурге.
В преддверии нового учебного года представители сферы образования города собрались на масштабное мероприятие – Общегородской педагогический совет. И.о. губернатора предложил обратить внимание не только на проблемы, требующие денежных вливаний, но и на проблемы подросткового курения, наркотиков в школах и детской проституции.
Выбирая школу будущего, представители городских образовательных учреждений обсуждали проблемы образовательной сферы вообще и ее вопросы в Петербурге – в частности. Признаюсь честно: будучи школьницей, я часто мечтала побывать на педсовете и послушать, о чем говорят между собой учителя, когда вокруг нет учеников. Поэтому когда такая возможность представилась, я за нее, конечно, ухватилась. Учителя говорили о школе, проблемах и финансировании. Причем по всему выходило, что не все так плохо в нашей сфере образования.
Например, выяснилось, в нашем городе положение в сфере образования лучше, чем в среднем по России – об этом сообщил председатель комитета по образованию и науке Госдумы Александр Шишлов. То есть наши дети в школах получают более весомые завтраки, в сфере образования нет задолженности по оплате коммунальных услуг – весьма типичная проблема для многих регионов страны. Учителя получают доплаты к ставке из горбюджета, дети побеждают на российских и международных олимпиадах. Кстати, в прошлом году на всероссийских предметных олимпиадах школьники из Петербурга завоевали 43 призовых места.
Еще о «плюсах»: в городском бюджете отдельной строкой выделяются средства на капитальный ремонт. Как сообщил и.о. губернатора Александр Беглов, в этом году город выделил 400 миллионов рублей на ремонт школ. Продолжается создание учебных комплексов: по словам Александра Беглова, на сегодня их в городе уже около 88, в этом учебном году планируется создать еще 12.
Теперь о «минусах» – несмотря на положительные «сдвиги», озвученные выступавшими, недостатков и проблем в сфере образования еще хватает. И самая распространенная из них – финансовая. Зарплата учителей отстает от средней, рост зарплаты не компенсирует роста стоимости жизни, не все достойно обеспечены жильем. Изношенная материально-техническая база образовательных учреждений требует замены. Во многих школах появились компьютерные классы, но не у всех хватает техники.
В общем, практически все проблемы так или иначе упираются в недостаток финансирования. Причины недостатка которого разные. Например, Александр Шишлов разразился резкой критикой в сторону правительства: «Если исходить из фактов, то, к сожалению, мы вынуждены будем констатировать, что правительство не готово ни выделять образованию необходимые бюджетные ресурсы, ни предоставлять образовательным учреждениям налоговые льготы для самостоятельно привлечения внебюджетных средств. Зато готово душить самостоятельность образовательных учреждений казначейскими сметами!» Этот пассаж вызвал в зале бурные аплодисменты. Депутат нарисовал угрожающую перспективу того, что случится, если правительство не изменит своей позиции: «Если позиция министерства финансов и правительства в целом будет исходить из бухгалтерской логики экономии расходов на образование, то мы столкнемся с угрозой деградации системы образования!»
Исполняющий обязанности губернатора Александр Беглов в ответном спиче высказал мысль, что если бы все депутаты Госдумы от Петербурга, которых всего 52 человека, подарили петербургским школам по компьютерному классу – было бы просто замечательно. Раздались аплодисменты. В ответ Шишлов сообщил, что зарплата депутата хотя, конечно, и больше учительской, но хватит ее не на класс, а всего лишь на один компьютер. Впрочем, депутат заверил, что готов этот один компьютер подарить той школе, которой укажут представители сферы образования. На месте присутствовавших я бы «поймала» Шишлова на слове – даже один компьютер, думается, никакой школе не помешает.
Учителя и воспитатели, выступавшие на педсовете, отмечали, что родители школьников в последние годы становятся все более требовательны не только к качеству обучения, но и к условиям, в которых учится их ребенок.
Оригинальную проблему - пожалуй, одну из немногих, не связанных с финансированием - высказал присутствовавший на педсовете заместитель министра образования РФ Александр Киселев. Он поднял проблему русского языка, высказав мнение, что детям нужно не из-под палки преподавать суффиксы и глаголы, а прежде всего показать поэзию языка, заинтересовать детей его красотой.
Обсуждение проблем сферы образования растянулось надолго. Собравшиеся в зале, видимо, знали обо всех этих проблемах не понаслышке и постоянное их обсуждение некоторым наскучило: кто-то дремал, кто-то обмахивался веером, кто-то сосредоточенно читал газету. Большинство оживленно перешептывались. Когда гул в классе... простите, в зале стал заглушать голос выступающего, к собравшимся еще раз обратился и.о. губернатора Александр Беглов. Он, прямо скажем, блеснул ораторскими способностями: гневным голосом сообщил, что сегодняшний педсовет ему не очень понравился, чем привлек внимание всех без исключения.
После Александр Дмитриевич развил свою мысль. Если те, кто сидит в зале не может слушать коллег, то о какой атмосфере в школе может идти речь? Это высказывание вызвало в зале возмущенный гул несколько усталого от речей зала. Александр Беглов высказал свою точку зрения, впоследствии неоднократно повторенную им, что «если на сегодняшний день кабинет директора выглядит лучше, чем туалет первоклассника, это неправильно». Далее и.о. губернатора предложил обратить внимание не только на проблемы, требующие денежных вливаний, но и на проблемы подросткового курения, наркотиков в школах и такого явления, как детская проституция. Также подчеркнул, что собрались они все здесь не для того, чтобы хвалить друг друга. Вопросов по сфере образования много и к законодательной, и к исполнительной власти, проблемы надо решать.
Громовое выступление зал слушал внимательно, иногда начиная аплодировать, причем было непонятно – то ли работники сферы образования поддерживают и.о. губернатора, то ли пытаются его «захлопать». Под конец и.о. губернатора удовлетворенно резюмировал: «Вижу, что теперь я вас заинтересовал! Расшевелил немножко муравейник!» В кулуарах некоторые возмущенные учителя высказывали, что более грубого выступления они не слышали давно.
Впрочем, свою солидную порцию поздравлений все собравшиеся получили: каждый выступавший их поздравлял, желал удачи, здоровья и благополучия, кланялся и благодарил. Жизнь устроена так, что учителям сегодня чаще достаются синяки и шишки, чем пироги и пышки. Поэтому весьма искренне прозвучали слова одной из учительниц, выступавших на совете: «Очень бы хотелось, чтобы нас хвалили и любили не только в преддверии нового учебного года!»
Юлия Голубева,
Фонтанка.ру