Транспортные магистрали, связывающие Васильевский остров с остальным Петербургом, оказались перегруженными. Уже сейчас почти половина основных дорог исчерпали свою пропускную способность. Специалисты бьют тревогу - к 2005 году транспортная нагрузка возрастет еще на 20 – 25 процентов.
Наиболее слабым местом в улично-дорожной сети оказались мосты. Через Дворцовый мост и мост Лейтенанта Шмидта ежедневно проходит до 60 тысяч автомобилей, через Биржевой мост – 60 – 62 тысячи, через Тучков – 52 – 55 тысяч машин. Во всех случаях нагрузка или близка к критической, или превышает допустимый уровень. В результате образуются многочисленные автомобильные пробки, особенно перед перекрестками, и отмечается резкое снижение скоростей движения (на многих магистралях в дневное время она составляет 10 – 12 километров в час). Кроме того, транспортная проблема фактически парализует развитие экономики Василеостровского района. Например, она отодвигает в туманную перспективу планы развития Морского вокзала.
Ситуацию обостряет предстоящая реконструкция моста Лейтенанта Шмидта. Вывод его в ближайшее время из эксплуатации примерно на два года не может не добавить трудностей для горожан.
Будущее также внушает тревогу - расчеты, выполненные на основе моделирования транспортных потоков, показывают, что к 2005 году потенциальный спрос на транспортную связь Васильевского острова с Адмиралтейским и Петроградским районами возрастет еще на 20 – 25 процентов.
Одним словом, положение сложилось критическое. Желая упредить самое неблагоприятное развитие событий, городской Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству проявил инициативу и разработал комплекс предложений по совершенствованию транспортных связей Васильевского острова с центром.
Например, вместо выбывающего из строя моста Лейтенанта Шмидта построят переправу на временном основании. Председатель КБДХ Владимир Дедюхин уверяет, что она окажется вполне надежной.
Но временное – оно и есть временное. Что же станет постоянным?
Самым крупным проектом из числа реально планируемых можно смело назвать замысел строительства радиальной транспортной магистрали от набережной Обводного канала в створ Наличной улицы со строительством тоннеля под Невой с выходами на набережную реки Екатерингофки в район Гутуевского моста и юго-западную оконечность Васильевского острова в район Кожевенной линии. Кстати, последнюю также намечается провести в надлежащий порядок с перспективой ее включения в единую транспортную сеть. Глубина залегания магистрали в самой нижней точке составит примерно 45 метров, предполагаемая ширина – 4 полосы. Пропускная способность – 45 – 47 тысяч автомобилей в сутки.
Вторым по значимости должен стать проект возведения новых мостовых переходов в створе 23 линии В. О. (расчетная пропускная способность – 40 – 42 тысячи автомобилей в сутки) и через Малую Неву в районе острова Серного. Эти мосты позволят создать единую транспортную связь от проспекта Маршала Блюхера через Кантемировскую улицу, набережные Аптекарскую, Песочную, Адмирала Лазарева и реки Пряжки вплоть до Обводного канала. После реализации проекта нагрузка на мост Лейтенанта Шмидта должна снизиться на 20 тысяч автомобилей в сутки, на Дворцовый мост – на 8 тысяч.
Составной частью этого строительства станет кардинальная реконструкция уже существующих дорог. Для улучшения транспортного сообщения с Васильевским островом планируется расширить проезжую часть на набережных Песочной и Адмирала Лазарева до 6 полос. Будет перестроен проезд по Пионерской улице со сносом двух жилых домов, построена дорога на территории Петровского острова в створе Новоладожской и Ремесленной улиц. Кроме того, надо будет организовать сеть транспортных развязок. Ориентировочная пропускная способность этого участка трассы составит не менее 20 тысяч автомобилей в сутки.
В общем, громадье планов нам уже гарантировано. Однако при всеобщем понимании необходимости такого массированного строительства все может упереться в финансовую проблему.
Суммарная стоимость комплекса с тоннелем под Невой составляет 9 миллиардов 800 миллионов рублей, возведение транспортной связи от набережной Адмирала Лазарева до Обводного канала обойдется в 3 миллиарда 300 миллионов рублей. Городской бюджет такие расходы вряд ли потянет. В разговоре с корреспондентом «Фонтанки» Владимир Дедюхин заметил, что наверняка придется обращаться за помощью к федеральным властям. И только от них будет зависеть, не оторвется ли Васильевский остров от большой российской земли.
Аркадий Орлов
Фонтанка.ру