Владимир Рекшан - не только легендарный музыкант, писатель и киносценарист. Он директор недавно учрежденного авторского общества. О законах, которые регулируют отношения между творческим человеком и внешним миром, с Владимиром Ольгердовичем беседовал музыкальный обозреватель «Фонтанки» Анатолий Гуницкий.
Владимир Рекшан в представлениях давным-давно не нуждается. Рекшан много лет назад основал группу «Санкт-Петербург», которая была едва ли не первой рок-командой в нашей стране, которая стала исполнять песни с собственными оригинальными текстами.
И, кстати, "Санкт-Петербург" под руководством Рекшана до сих пор выпускает неплохие альбомы и дает концерты. Совсем недавно, в конце июня, эта старейшая питерская рок-группа принимала участие в международном фестивале «Окна Открой» на стадионе им. Кирова.
Совсем недавно Владимир стал директором авторского общества «Ановис», учрежденного 19 мая 2003 года. Об этом я и попросил рассказать Владимира Ольгердовича Рекшана.
Рекшан: Рынок интеллектуальной собственности в мире либеральной демократии огромен. И права авторов исполнителей, а также производителей фонограмм защищает огромное количество авторских обществ. У нас же по инерции, от времен КПСС осталась однопартийная авторская организация – РАО. Конечно, это разветвленная крупная фирма, но она в силу своего монополизма не может и в значительной степени не хочет исполнять все свои функции. Она и так живет неплохо. Но авторы-исполнители, а также писатели, художники и прочий артистический люд, многократно сталкивается с нарушением своих прав.
А.Г.: Авторское общество «Ановис» возникло совсем недавно и оно на данном этапе связано с также недавно образованной рекординговой компанией «Антропос». Какой смысл в этом дуэте?
Рекшан: Смысл здесь следующий: рекординговая компания или музыкальное издательство «Антропос» хочет публиковать легитимную, а не пиратскую продуцию. Для чего ей нужны лицензии на это производство. Лицензии по закону об авторских и смежных правах имеет право выдавать авторское общество, поэтому здесь, очевидна заинтерисованность «Антропоса» в «Ановисе». А с другой стороны авторское общество для осуществления своей уставной деятельности должно иметь источники существования, основой которых должна быть выдача лицензий «Антропосу». А авторское общество должно по истечению года должно производить расчеты и перечислять правообладателям средства. Минус наши расходы на существование. Другое дело, авторское общество «Ановис» не может быть до бесконечности дочерним предприятием. Оно должно, по идее, становится все более и более автономным, иметь других клиентов и существовать независимо.
А.Г.: Но ведь конкуренция с тем же РАО на данном этапе, как мне кажется, маловозможна, в первую очередь, ведь РАО – это давно сложившаяся и разветвленная структура. Поэтому мне, например, не совсем понятно, какую же конкретно защиту и от кого будет осуществлять авторское общество «Ановис»?
Рекшан: Единственный плюс рынка – это конкуренция. К чему приводит конкуренция? Она приводит к улучшению качества труда и к понижению стоимости товара. А когда одна организация существует на рынке, в данном случае – РАО, то она сама с собой не конкурирует и не выполняет те функции, которые она должны выполнять.
А.Г.: Например?
Рекшан: РАО не очень, например, защищает авторов пьес, чьи произведения иногда совершенно «бездоговорно» и «безгонорарно» идут в театрах на территории России. А автор физически не может за этим уследить и такие прецеденты есть. Что осуществляет РАО, в основном, успешно? Сбор денег с радиостанций, с концертной деятельности. Однако сфер авторской деятельности много и появление большого количества авторских организаций приводит к нарастанию конкуренции. И если к нам в «Ановис» придет, допустим, тысяча человек, в той или иной степени известных или молодых, которые еще станут известными, то у нас будет свой каталог и некая весомость, мы сможем представлять авторские интересы на книжных ярмарках или где-то еще, мы сможем учредить музыкальные премии, потому что по уставу мы имеем возможность создавать фонд. Мы много чего сможем сделать. Хотя и не факт, что все это получится. Интересно другое, что поползновения в этом направлении уже осуществляются, ведь когда что-то происходит в мире, значит, в этом есть некая потребность.
А.Г.: Ну да, если звезды существуют – значит это кому-нибудь нужно...
Рекшан: С одной стороны, потребность существует сверху, в частности, президент Путин на заседании Госсовета в Зимнем дворце в начале июня, среди прочих проблем России, говорил и о проблемах интеллектуальной собственности. А почему же существует эта проблема, если все так хорошо с РАО? Значит, РАО до конца не справляется. Плюс Россия собирается вступать во всемирную торговую организацию. А для этого вступления существуют определенные условия. И если одним из учредителей авторского общества одним из членов его президиума является Андрей Тропилло, который еще десять лет назад был главным российским виниловым пиратом, а теперь как бы перекрестился и является одним из основных защитников авторов, это такая парадигма времени. Значит, какое-то движение в этом направлении идет.
Мне же все это интересно как эксперимент, да и вообще, пора бы знать законы, которые регулируют отношения между творческим человеком и внешним миром. Эти законы написаны, но творческие люди их, в основном, не знают. Так чего же потом обижаться, что эти законы не соблюдаются? Поэтому в уставной деятельности «Ановис» есть пункты, связанные с просветительской деятельностью в кругу авторов. Чем я на данном этапе, в основном, и занимаюсь –то есть, исполнением устава автономной некоммерческой организации владельцев авторских и смежных прав.
Беседовал Анатолий Гуницкий,
Фонтанка.ру