Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество ДУХИ ОТБРАСЫВАЮТ ТЕНИ

ДУХИ ОТБРАСЫВАЮТ ТЕНИ

289

«Фонтанка» продолжает рассказ о местах, куда можно и нужно пойти этим летом, дабы приобщиться к прекрасному и удивительному и потратить время с пользой. На сей раз выбор пал на один из не самых обычных музеев нашего города – Музей игрушки.

Музей игрушки расположен на набережной реки Карповки, вход с улицы Всеволода Вишневского. Не перепутаете: в окнах двигаются разнообразные куклы. Игрушки расположилась в четырех залах. И поверьте, экспозиция заинтересует не только детей.

В зале с игрушками фабричного производства можно полюбоваться на экспонаты, изготовленные в Германии, Великобритании, Франции, СССР, России. Среди экспонатов есть настоящие раритеты: например, кукла нареченная Катей, говорят, некогда служила семье Воронцовых-Дашковых. В музей она попала через много лет после своего «дворянского» прошлого – вся в копоти и грязи. При очистке нежное личико буквально рассыпалось на мелкие части. Собирать фарфоровую девушку пришлось буквально по кусочкам, на что ушло два года. Теперь она красуется в витрине, среди тонкой фарфоровой, костяной и металлической игрушечной посуды и резной деревянной мебели.

Часть экспонатов музея была получена в дар, другая часть – привезена из-за границы. Например, большущий кукольный дом изготовлен в Германии – стране – мировом лидере по производству игрушек. Язык не поворачивается назвать экспонат детской игрушкой: он, скорее, являет собой представление типичного бюргера и его супруги об идеальном доме - вазы с сухими цветами, чистенькие спальни, представительный рояль и непременные белые занавески. Видимо, немецких детей с малолетства приучали к семейному очагу и домашним ценностям.

Среди «фабричных» экспонатов можно встретить «старых знакомцев». Я обнаружила на экспозиции, посвященной игрушкам фабричного производства точно такого же крокодила, какой был у меня в детстве. И была страшно удивлена, что это вовсе не Гена: такие игрушки, как выяснилось, делали в 20-30-е годы, когда в «игрушечной» среде наблюдался неожиданный и необъяснимый бум крокодилов.

Деревянный набор для игры в крокет с молотками и шаром, когда-то был ярко раскрашен, а теперь поблек, но все еще крепок. У меня он вызвал ассоциации с древней прялкой. Как в него играть? Однако сотрудники музея уверили меня, что современные дети отлично знают, как играть в крокет, а некоторые даже пытаются делать это музейными экспонатами.

Среди экспонатов зала следующего зала - народной игрушки - есть и известные с уроков ИЗО глиняные коняшки и свистульки, и необычные предметы, назначение которых не сразу угадаешь. Множество маленьких коробочек из бумаги – оказывается, нечто вроде игрушек в Японии, где с детства учат искусству оригами. Маленькие фигурки стилизованных оленей с всадниками сделаны...из сыра. Бесформенный темный предмет оказывается копией с погремушки тысячелетней давности.

В витрине с игрушками, изготовленными детьми Африки из отходов цивилизации, можно увидеть велосипеды, машинки и прочую детскую утварь – все из проволоки, разрезанных жестяных баночек из-под лимонада, бумаги и т.п. Чем-то игрушки, изготовленные бедными африканскими детьми, напомнили мне авангардистские статуэтки из металлических прутков, болтов и гаек, выставленные на продажу в крупных универмагах. В магазинах они стоят больших денег...

На временной экспозиции «Все, что едет и везет» представлены авторские работы, обладающие хотя бы намеком на колеса. Кусок деревянного ствола, установленный на круглые куски того же материала гордо именуется «Формула 1». «Мерседес» Путина изобретен, кажется, из инвентарной магазинной корзины, но весьма тщательно и аккуратно: дверцы и крышки капотов и багажников открываются и закрываются. Кукла на качелях (которые можно катать) изготовлена из плоской деревянной ложки, воткнутой в плоскую бутылочку и декорированную тканью, волосами, бантиками и прочим. Кукла может дремать и бодрствовать – зависит от того, какой стороной повернута ложка. Танк, напоминающий сразу и слона, и бутылку, и влюбленного военного, запоминается щетиной из гвоздиков и ушами-погонами.

Говорят, экспозиция особенно нравится представителям мужского пола.

Посетив этот зал, будьте готовы к тому, что ваше чадо начнет собирать кукол из всех под руку попадающихся средств. Так что особо нужные в хозяйстве вещи лучше спрятать заранее.

Четвертый зал отведен под выставку авторских работ «Духи мостов и каналов». Три автора представили на этой экспозиции свои видения городских достопримечательностей. У всех троих это получилось по-разному.

Например, канал Грибоедова представлен в виде гоголевского чиновника в сюртуке и лакированных черных штиблетах, насаженного как муха на золоченый шпиль. Банковский мостик – два стилизованных льва на задних лапах идут навстречу друг другу. Оба в пальто, напоминают деловых бухгалтеров средней руки. На лбу у каждого, как и у реальных персонажей с Банковского мостика – гнутая проволока с фонарем.

Лебяжья канавка представлена в нескольких ипостасях – то белошвейкой в белом платье из пуха, то символической куклой с золотым лебедем на голове. Ипостась, кажется, Сенного рынка детишки-посетители окрестили «шашлыком» - за остроконечную шляпку, на которую насажены рыбки. Уткина заводь – дама в шапке из зеленоватого меха, олицетворяющего, очевидно, мох и водоросли. В шляпе притаился маленький утенок.

Дух Фонтанки корреспондент «Фонтанки» рассматривала особенно пристально. Кукол-духов, символизирующих дорогую моему сердцу речку, было две. Понравилась мне та, что сделана из папье-маше и напоминает большую шкатулку. Снаружи – морская зелень, откроешь крышку – солнечно-оранжевая душа. Этакая двойственность. В «животе» дамы-шкатулки имеется колесо с вылепленными яликами. Колесо крутится, ялики кружатся по Фонтанке.

Зал с духами оставляет прохладное, «речное впечатление», умело подобранный свет выгодно освещает духов. Тени, отбрасываемые духами, завораживают. На детей зал, говорят, тоже производит большое впечатление, им хочется покрутить все, что крутиться и открыть все, что открывается. Но к экпонатам лучше лишний раз не прикасаться – очень они тонкие и хрупкие. Как и любая душа, неважно чья она – моста, канала или человека.

Ольга Белова,

Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях