Самые животрепещущие вопросы, касающиеся змей, ящериц, лягушек и жаб, будут обсуждать участники XII международного съезда европейского герпетологического общества, который завтра впервые открывается в нашем городе. На него съехались более 300 герпетологов из России и из-за рубежа.
Плохого человека мы обычно называем животными именами – собака, свинья или - гадина. В смысле – гад, змея, гадюка. Хотя пресмыкающиеся или земноводные ни в чем не виноваты. Они даже симпатичны и в большинстве своем – безопасны. Гадов просто надо понимать.
Эти существа оказывали и продолжают оказывать человечеству массу неоценимых услуг. Например, смертельно опасный змеиный яд испокон веков используется как лекарство. Кроме того, практически всех гадов можно есть. К примеру, лягушек и черепах употребляют в пищу китайцы и прочие азиаты. С некоторых пор лягушек и змей в Азии даже стали разводить на специальных фермах.
Добрым словом змей и крокодилов должны помянуть и модницы всего мира. На сумочки и обувь идет так много кожи рептилий, что со временем речь даже зашла об угрозе уничтожения целых популяций полезных тварей. В дикой природе их пришлось взять под охрану, а потребности модной индустрии обеспечивать за счет специальных питомников.
Научная тема стоит особняком, но оттого она не теряет своей важности. Именно на примере земноводных изучается проблема патреногенеза – размножения без участия самцов. Неприхотливых лягушек ученые активно используют в качестве «подопытных кроликов» в зонах радиоактивного заражения – Семипалатинске и Чернобыле. Перечень можно продолжить - вплоть до школьных опытов с лягушками.
Наконец, не стоит забывать о простой истине – практически все животные являются разносчиками болезней, опасных и для человека. Все, кроме тех же гадов. От них вы с гарантией не подхватите ни противных глистов, ни мерзкую сальмонеллу.
Местом проведения съезда герпетологов Петербург стал не случайно. Достаточно вспомнить «гадские» образы, ставшие неотъемлемым элементом городского убранства. Например, змея под конями Медного всадника или многочисленные "змеиные" вкрапления в чугунных оградах и решетках.
В разговоре с корреспондентом «Фонтанки», который состоялся в информационном агентстве «Росбалт», президент Европейского герпетологического общества Наталия Ананьева рассказала, что больше всего волнует ее коллег. По ее словам, главная проблема – воздействие человека на земноводно-пресмыкающийся мир. Змеи, в отличие от птиц, не могут улететь в другие края. Они терпят, пока могут, по ходу дела обороняя свою территорию. А потом - погибают.
Кто-то может обрадоваться. Мол, гадам – гадская смерть. Однако на белом свете ничто просто так не живет. Исчезновение хотя бы одного звена из одной биологической цепочки может привести к необратимым последствиям для всей живой природы.
Разнообразные Красные книги не всегда помогают. Именно поэтому в работе съезда примут участие в том числе и сотрудники правоохранительных органов с российского Дальнего Востока, которые специализируются на вопросах борьбы с контрабандой. Ведь надо как-то защитить ту же дальневосточную черепаху, которая попала в разряд деликатесов и сырья для восточной медицины, и из-за китайских жуликов оказалась на грани вымирания. Ее горькую участь могут разделить греческая черепаха, обитающая на Кавказе, и степная гадюка.
Не лучше обстоят дела и на российском северо-западе. Именно поэтому участники съезда собираются разработать некий правовой статус для гадов, который будет регламентировать вопросы их охраны, вылова и вывоза. Кстати, подобные регламенты у наших скандинавских соседей имеются уже давно.
Помимо научных и правовых вопросов, участники съезда собираются обсудить о весьма актуальную ныне проблему содержания рептилий в домашних условиях. А то нынче многие повадились заводить дома питонов или там саламандр и поить их по утрам кофе со сливками. Потом «заботливый» хозяин вынужден сломя голову бежать к ветеринару с мольбой: «Помогите, мой Вася умирает!» А Вася и сказать не мог, как ему плохо. Вот и умирает молча.
... По ходу дела заведующая отделом «Террариум» Ленинградского зоопарка Светлана Краснова познакомила автора этих строк с тремя своими подопечными. Голубой и пятнистый древолазы – лягушки из Центральной Америки – мирно дремали в углу аквариума. Лишь один плоскохвост, вытаращив глаза, наблюдал из-за стекла за людьми.
На родине, в Новой Каледонии, его собратья питаются термитами и становятся ядовитыми. Аборигены мажут ядом плоскохвоста свои стрелы и копья. Кроме того, зверек считается у них олицетворением злых духов тьмы. Завидев его сверкающие в темноте глаза, папуасы обходят то место стороной.
Однако «наш» плоскохвост выглядел совсем не страшным. Быть может, он сменил свой зловещий образ из-за питерской диеты – в зоопарке его кормят исключительно беззлобными сверчками да мушками-дрозофилами?
Аркадий Орлов
Фонтанка.ру