14 из 32 кандидатов в губернаторы Петербурга заручились поддержкой необходимого числа избирателей (минимум 37000 подписей) и рассчитывают продолжить борьбу. Но, наверняка, не все из итого списка благополучно пройдут этап регистрации. 2-3 претендента, скорее всего, будут отсеяны при проверке сданных в Горизбирком автографов горожан. Не желая обидеть кого-либо из претендентов, рискнем предположить, что брак можно обнаружить в подписных листах любого из них. Вопрос лишь в его количестве. Вот и кандидат в губернаторы Петербурга N1, заручившаяся, по ее словам, поддержкой 130 тысяч избирателей, решила подстраховаться и внесла залог в 7,5 миллионов рублей. Подписи, сколько бы их ни было, в итоге не пригодились. И дело не в провокаторах или доброхотах, которые действуют от чьего-то имени.
Если откровенно, то собрать по-честному, без административного или финансового ресурса, требуемое количество автографов почти невозможно, если вы не Серафим Саровский, Путин или Моника Левински. Ни для кого не секрет, что на выборах работают команды, специализирующиеся на сборе подписей. «Подписная кампания» является выгодным бизнесом, сродни сезонному сбору апельсинов где-нибудь в Испании. На этих выборах за одну подпись некоторые штабы платили сборщикам от 10 до 50 рублей. Нехитрая арифметика показывает, что в общей сложности в избирком представлено более полумиллиона подписей горожан, то есть каждый седьмой из нас должен был подписаться в чью-то пользу. Где вы, подписанты?
Качество продукта зависит, в конечном итоге, от их добросовестности и бдительности штабов кандидатов. Не будем говорить о тех, кто занимается откровенной фальсификацией, используя пиратские базы данных – это грубо, неинтеллигентно и даже несовременно. У профессиональных сборщиков есть множество других маленьких хитростей. Например, подписи, собираемые за одного кандидата, передаются другому, или копируются для нескольких претендентов. Проконтролировать это на уровне штабов практически невозможно. В условиях цейтнота распознать качественные подделки не сможет никакая графологическая экспертиза.
Однако кандидаты по-прежнему считают более престижным представить подписи как доказательство народного обожания, чем вносить солидный денежный залог – как свидетельство того, что все продается и покупается. Впрочем, какая принципиальная разница – 15-50 тысяч долларов, негласно потраченных на заполнение подписных листов или 250 тысяч долларов залога. Второе даже честнее. Денег, конечно жалко (хотя кандидаты, как правило, тратят не свои), но избирательная кампания стоит гораздо дороже. Да мы и так знаем, что выборы – удовольствие дорогое и без гроша в кармане в политическом казино не сыграешь. Вход в это казино запрещен многим из тех, кто мог бы стать достойным народным избранником.
Александр Горшков,
Фонтанка.ру