Ежедневно в центр Петербурга приезжает несколько десятков тысяч автомобилей, которым, по большому счету, там делать нечего. Городские власти собираются построить на окраинах сеть так называемых «перехватывающих» стоянок, наличие которых позволит разгрузить центральные улицы.
В головах не только приезжих, но и самих петербуржцев прочно укоренилась мысль – в центре есть все. Вот народ и катит на своем «железном друге» в «Гостиный двор» или в ДЛТ за рулоном туалетной бумаги или пачкой бумаги для принтера. В результате на центральных магистралях создается излишнее напряжение. Выходом из положения может стать сеть так называемых «перехватывающих» парковок. Предварительно их количество оценивается примерно в десять стоянок на город. В беседе с корреспондентом «Фонтанки» директор ГУП «Городской центр автостоянок и гаражей» Андрей Подобед прокомментировал суть предстоящего нововведения.
По его словам, в настоящее время привычка делать мало-мальски серьезные покупки именно в центре Петербурга явно перестала быть актуальной. Магазины на окраинах также насыщены самым разнообразным товаром. Кроме того, на въездах в город уже создана сеть гипермаркетов, ассортимент товаров в которых также способен удовлетворить самые притязательные запросы.
Однако в принципе нельзя полностью запретить проезд людей за покупками в центр города. Выход здесь один – создать такие условия, в которых им станет попросту неудобно и невыгодно ехать в и без того забитые автотранспортом центральные районы на своем личном автомобиле. Вот здесь и начинаются вопросы, которые еще только предстоит решить.
Точное местоположение стоянок пока не определено, однако, по мнению Андрея Подобеда, такие парковки необходимо в первую очередь возводить возле станций метро, которые расположены около пересечения крупных автомагистралей и железнодорожных линий. Подразумевается, что приезжий от стоянки, где оставил своего «железного коня», будет добираться к цели своего визита на общественном транспорте. Ему либо предоставят возможность бесплатно припарковать машину и продадут единый проездной билет, либо возьмут умеренную плату за стоянку и выдадут бесплатный проездной. При любом раскладе такая операция для клиента должна быть выгодной и удобной.
Естественно, человек заинтересуется новой услугой лишь в случае, когда ему обеспечат максимально быстрый проезд в центр города. По мнению Андрея Подобеда, эту проблему можно решить только после выделения под движение общественного транспорта фиксированных полос, заезд на которые личных автомобилей будет запрещен. Иначе водитель прикинет скоростные варианты и проедет мимо «перехватчика».
Есть нюансы и в вопросе финансового обеспечения проекта и в сроках его реализации. Существуют два варианта: или деньги выделяются из горбюджета, или денежную составляющую обеспечивают частные инвесторы. Здесь есть одна тонкость – частник, в отличие от городских властей, по определению заинтересован в компенсации своих затрат и последующем получении прибыли. Если приезжие автомобилисты по каким-то причинам не заинтересуются парковками, ему волей-неволей придется предоставлять свободные места на стоянке для жителей близлежащих домов. В итоге идея себя полностью дискредитирует по причине банального отсутствия мест для парковки. Что же касается сроков, то они пока тоже весьма туманны.
Тем не менее, сама по себе мысль об отсечении «необоснованных» ездоков актуальна и даже злободневна. Ведь, по оценкам специалистов, ежедневно в центр города приезжает несколько десятков тысяч подобных автомобилистов. Создание сети стоянок - Андрей Подобед оценивает их потенциальную вместимость в 30-40 тысяч машин – позволить если не решить, то хотя бы снизить накал проблемы.
Аркадий Орлов
Фонтанка.ру