Редчайшее событие: Кунсткамера выставляет художника, да еще современного. Что будет, если скрестить природные анатомические чудеса с творческим разумом, который питает слабость к цифровым технологиям и пластмассе? – Выставка американки Илоны Ван Гент в старейшем петербургском музее.
В старейшем петербургском музее редчайшее событие: второй раз за свою 300-летнюю историю Кунсткамера устроила авторскую выставку художника. Название - "Артефакты и аномалии: Кабинет чудес и игра технологий". Автор - американка Илона Ван Гент.
Ван Гент – профессор искусства и дизайна университета Grand Valley (Мичиган, США), где преподает основы 3D-моделирования и 3D-дизайна. Однако ее «сверхсовременное», технологическое искусство, по мнению организаторов выставки, прекрасно сочетается с анатомическими редкостями нашей Кунсткамеры. Цифровым методом Ван Гент моделирует те же анатомо-биологические «чудеса», а потом переводит их в пластмассу и бронзу.
Появившись в 15 столетии, «кабинеты чудес» (Kunstkammer, cabinet of curiosities – «кабинеты редкостей») представляли собрания разнороднейших предметов: от странных окаменелостей и чучел необычных организмов до научных инструментов и технических чудес. Игра природы, точнее, игра разума природы соединялась с изобретениями (= играми) человеческого интеллекта – в итоге создавалась цельная модель Универсума, Жизни, Мироздания и т.д.
Работы Илоны Ван Гент – попытка совмещения естества и искусства. За основу она берет некие простейшие «биологические формы», а из них уже лепит плоды своей фантазии. Получается, в общем, такая игра воображения по поводу возможных форм существования. Кое-что любопытно, кое-что непонятно. Особенно в соединении с названиями. Скажем, «Гидра» или «Маленький бродяга» – вполне внятно. «Существо» под называнием «Всякая всячина» тоже хороший собирательный образ. Начинаешь присматриваться к окружающим.
Задумаешься над «Точкой зрения Императора». Если власть так видит тех, над кем она властвует, то становится не по себе, особенно при воспоминании мировых антиутопий. Будущее начинает вызывать опасение. Вдруг вот такое художественное – да и плавно перейдет в серьезную и научную работу. Если «уродства» природные кажутся именно аномалией, то авторские «монстрики» способны иногда вызвать холодок внутри. Короче говоря, выйдя наружу, странным образом радуешься обычным людям, спешащим по набережной.
Дмитрий Бибиков, фото Илья Снопченко,
Фонтанка.ру