Мало кто из петербуржцев знает, что уже довольно долгое время по метрополитену катаются обновленные вагоны. То есть вагоны-то видели все, кто бывает в метро, только не все знают, что они обновленные. Броских отличий от старых аналогов немного, незаметных и полезных – гораздо больше. В пятницу модернизированные составы осмотрела и корреспондент «Фонтанки».
Оказывается, новые вагоны уже весьма активно бегают по городской подземке. На сегодняшний день в питерском метрополитене модернизировано порядка 30 вагонов – это пять составов. В 2003-м году на «реанимацию» уйдут еще 10. При этом в парке метрополитена в настоящий момент насчитывается всего 1300 вагонов, из них примерно 300-400 единиц – старые, требующие замены. Большинство из вагонов-старожилов были произведены в 60-е годы. Для справки: средний срок «жизни» метрополитеновского вагона – 31 год, старше ГОСТ не позволяет.
Занимаются реанимацией вагонов-ветеранов специалисты завода ЗАО «Вагонмаш» – бывшем вагоностроительном предприятии им. Егорова. За основу берутся старые кузова. Непригодные или наоборот, вполне подходящие на «реставрацию» вагоны выявляются в процессе обследования составов. Если пациент скорее мертв, чем жив – его, очевидно, отправят в утиль, если наоборот – будут модернизировать.
Честно скажу - и снаружи, и изнутри модернизированные вагоны практически ничем не отличаются от других, обыкновенных составов. Разве что почище в них, поаккуратней. Однако нерадивые пассажиры, не знающие, что имеют дело с обновленной конструкцией, уже расписали маркером некоторые сиденья.
Наиболее заметные пассажирскому глазу отличия – откидные форточки в окнах вагонов. Как объяснили представители метрополитена, в старых вагонах открыть форточку было сложно, а в новых – запросто. Как показала практика, горожане часто жалуются на намертво закупоренные форточки в вагонах
Для более близкого сравнительного знакомства журналистов с обновленными вагонами, представителей СМИ со станции «Пролетарская» повезли в депо. Пассажиры, едущие в сторону «Рыбацкого» полюбопытствовали:
- А куда это столько людей с камерами едут?
- А это мы модернизированные вагоны осматриваем! - честно ответила корреспондент «Фонтанки».
- А где тут модернизированные вагоны? - требовательно вопросила моя соседка.
- Так в нем мы и едем!
- Да что вы говорите! - поразилась дама и стала активно озираться, трогать поручни и ощупывать сиденья. Похоже, принципиальной разницы она тоже не заметила.
То, что внешних отличий старых вагонов от модернизированных практически нет, признаются и представители метрополитена. Однако отмечают, что изменений все же много: прежде всего, заменены все жизненно важные системы и агрегаты, есть обновления в интерьере. Наиболее заметно пассажирскому глазу упразднение в промежуточных вагонах кабинки машиниста. Дело в том, что в вагонах старого образца такая кабинка устраивалась в каждом вагоне. В модернизированных составах их упразднили, что дало дополнительное пространство для установки сидений – а значит, вместимость поезда увеличилась примерно человек на 70. Особенно это актуально для загруженных линий – первой и второй. Кстати, любопытная деталь – оказывается, на первой линии курсируют составы из семи вагонов, а на остальных – шестивагонные поезда.
Далее о новшествах: в реанимированных вагонах большое внимание уделено пожарной безопасности – сидения, потолки, проводка изготовлены из плохо горящих материалов. В обновленных кабинках машинистов все электрические аппараты «опущены» вниз для большего удобства машинистов. Установлена более оперативная система защиты – в случае необходимости она срабатывает в доли секунды. В общем, выражаясь техническим языком, в модернизированных вагонах по электрической части изменено 20 ответственных узлов, по механической части – 11 позиций.
После краткого инструктажа по технике безопасности (все-таки в некоторых местах напряжение достигает тысячи вольт) журналистов выпустили в депо. И тут же предложили «почувствовать разницу» между старым, модернизированным и просто новым вагонами. Продемонстрированный журналистам старый состав выглядит, действительно, невесело – потрепанные сиденья, старые обшивки и лампы. По сравнению с ним модернизированный смотрится, действительно, светлее, наряднее и новее.
Совсем новый вагон изнутри выглядит, бесспорно, солиднее своего модернизированного собрата: темно-бордовые ворсистые сиденья, упомянутые новые форточки. Снаружи такие вагоны тоже выглядят немного по-другому – например, на некоторых из головных единиц установлены зеркала-«усы», как у автобусов-шаттлов.
Однако и стоят такие вагоны недешево. В прошлом, 2002-м году, по словам первого заместителя начальника метрополитена Владимира Лысенкова, новых вагонов было закуплено 12 вагонов – на два состава. В этом же году пока ни закуплено ни одного. Как сообщил Владимир Лысенков, на текущий год в бюджете нет строки на приобретение новых вагонов. Между тем, стоимость одного нового вагона составляет 13 миллионов рублей. Как подсчитали специалисты, при нынешних тарифах (если даже отменить льготы) метрополитен должен целые сутки работать на покупку одного вагона. А реанимировать вагоны – примерно раза в 2-3 дешевле. Причем реанимация старых вагонов может продлить срок службы составов до 50 лет.
Однако, по словам специалистов, модернизация – все же не панацея. По весьма приблизительным подсчетам, при нынешних темпах вагонной реанимации (10 вагонов в год) процесс может затянуться лет этак на 30-40. Тем временем остальной парк состарится настолько, что реанимировать будет нечего. Необходимо приобретать новые вагоны. Правда, средств на это пока нет.
Юлия Голубева,
Фонтанка.ру