Первые дни действия схемы так называемого «калининградского транзита», которая регламентирует проезд россиян в этот город через территорию Литвы, показали – она вполне жизнеспособна. По крайней мере, так считают литовские дипломаты. Правда, без конфликтов все-таки не обошлось.
Сегодня в информационном агентстве «Росбалт» состоялась «Презентация схемы калининградского транзита», которая вступила в силу с 1 июля 2003 года. Ее представили секретарь-заместитель министра иностранных дел Литовской республики Дарюс Юргялявичус, заместитель директора Консульского департамента МИД ЛР Вайдас Вярба и генеральный консул ЛР в Санкт-Петербурге Гинтарас Ронкайтис.
Участие последнего было вовсе не случайным – ежедневно через представительство Литвы в Санкт-Петербурге выдается до 150 разрешений на транзитный проезд по ее территории, в год же консульство оформляет порядка 25 тысяч въездных виз.
По словам г-на Юргялявичуса, с 1 июля (то есть за неполных три дня) через литовскую территорию проследовало 11 поездов на Калининград и обратно. Их пассажирам было выдано в общей сложности 1486 упрощенных транзитных документов (УПД). При этом в 71 случае людей пришлось ссаживать с поездов – их документы, оформленные в российском железнодорожном ведомстве, оказались не в порядке.
Правда, такие инциденты имели место лишь в первый день действия схемы. Впоследствии ни единого подобного случая не зафиксировано. Так что, по мнению г-на Юргялявичуса (именно он возглавлял делегацию ЛР на «транзитных» переговорах с Россией), механизм калининградского транзита, разработанный в течении полугода специалистами Литвы, России и Европейского союза, уже показал свою эффективность. Более того, в последние дни наметилась даже тенденция к увеличению пассажиропотока. Все это, как было сказано на презентации, означает одно – произошло вовсе не усложнение, а упрощение процедуры проезда.
К тому же литовская сторона, стремясь не создавать нашим соотечественникам лишних проблем, сделала несколько жестов доброй воли. В частности, для россиян, гостящих в этой балтийской стране, прежний порядок проезда через границу будет действовать еще в течение одного месяца. На детей, следующих в составе групп (например, на курорты или с них), он вообще сохранится вплоть до 1 сентября.
Кроме того, власти Литвы обратили особое внимание на подготовку специалистов, которые будут обслуживать транзитные поезда. Все сотрудники прошли обучение на 2-недельных курсах. Попутно для них пошили специальную форму. Учеба завершилась стажировкой в трех вагонах, специально прицепленных к поезду Калининград – Москва.
Конечно, для всех было бы проще и не менять прежнюю схему. К примеру, в разговоре с корреспондентом «Фонтанки» г-н Вайдас Вярба признался, что работы у них только прибавилось. Ведь отныне, согласно прогнозам, в год им придется оформлять до 750 тысяч въездных виз (раньше за этот срок выдавалось 105-247 тысяч таких документов), при этом только в этом году их количество составит 400-450 тысяч. Однако 1 марта 2004 года Литва войдет в Шенгенскую зону, что накладывает на нее определенные обязательства. В том числе – и касающиеся проезда через нее граждан стран, не входящих в Европейский союз.
Естественно, МИДу Литвы пришлось пойти на серьезное расширение своих служб. В Советске (Калининградская область) и Гродно (Белоруссия) открылись новые консульства, а штат визовых служб диппредставительств в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Минске и Киеве был увеличен почти на 80 сотрудников.
Все финансовое обеспечение новой транзитной схемы взял на себя ЕС. Только до 1 мая 2004 года он выделил Литве 12 миллионов евро, до 2006 года затраты составят примерно 50 миллионов евро.
Как же теперь следует поступать россиянам, желающим съездить в столицу Янтарного края? Надо просто придти в билетную кассу и заявить о своем намерении. Информация о потенциальном пассажире через центральный сервер МПС России поступит в электронную билетную систему Литвы. В течении суток литовские власти примут решение, стоит ли вас пускать на свою землю. Подразумевается, что без такого согласия билет вам не продадут. (для отделения агнцев от козлищ уже заведены так называемые черные списки. В частности, в них включены данные на людей, находящихся в розыске за совершенные преступления).
Непосредственно УПД будут выдаваться в поездах работниками мобильных групп. Перед этим проезжающим предстоит заполнить анкеты. Бланк УПД станут вклеивать в специальные вкладыши к паспортам. Транзитникам надо иметь при себе общегражданский и иностранный паспорта (это касается и военнослужащих). Общение будет происходить исключительно на русском языке. Единственное неудобство - выход из поезда во время следования по территории Литвы им запрещается.
В идеале, по заверениям литовцев, схема должна включать в себя три действия – покупку билета, посадку в поезд и собственно поездку. Все остальное они берут на себя. Возникающие нюансы они при этом тактично отпасовывают нашей стороне. Например, как это случилось с расширением помещений их консульства в Калининграде, когда российские власти лишь спустя год после подачи прошения приняли положительное решение по этому вопросу.
Аркадий Орлов
Фонтанка.ру